(Нет отзывов)
14 страниц
2019-07-07

Плюсы и минусы революционной морали

В наличии
549 ₽

ВВЕДЕНИЕ Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать. Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет – хорошо это или плохо, добро или зло. Разнообразное множество моральных норм и принципов, одни из которых не менялись с древних времен по сегодняшний день, другие трансформировались в некие отличные от первоначальных устои, нормы и правила, и сейчас вызывает споры исследователей развития морально-этических принципов человека и общества в любых их проявлениях, в любой социально-общественной надстройке. Наиболее спорными и, как правило, яркими моментами проявления тех или иных сторон, моральных или аморальных – с чьей точки зрения смотреть, – человека и общества во все времена были переломные моменты в истории государства, обусловливавшие изменения политической доктрины, общественного строя и совершавших ломку человеческих, личностных качеств. Отсюда интерес к этике революционной морали как к общечеловеческим нормам и принципам жизнедеятельности и мировоззрения. Поскольку самой масштабной по последствиям и самой кровавой для России стала революция 1917 года, в основном рассматривается мораль коммунистическая, отождествляемая с революционной. Но существовала ещё мораль декабристов, т.е. история революционной морали не начинается в начале XX века, а имеет как минимум двухвековую историю. Поэтому в данной работе будут рассмотрены моральные нормы и принципы именно этого исторического пласта. Однозначно осужденная в постсоветский период, революционная (тождественная –коммунистическая) мораль тем не менее имеет и своих заступников, утверждающих, что все не так плохо и не так страшно, как говорят поборники демократических режимов. Вопрос спорный и труднодоказуемый, поскольку практически не осталось живых свидетелей событий исследуемого периода. Публикации и дневники современников революции 1917 года являются слабым подспорьем в изучении проблемы, т.к. частично были уничтожены, частично вывезены из России, а советская публицистика, литература, а также неконкретная наука (каковой является и этика) формировались требованиями советской пропаганды, так что подлинной ситуацию не изображали. В данной работе для выявления положительных и отрицательных сторон революционной морали использовались как труды публицистов и писателей, функционирующих в советский период, так и материалы современной печати. 1. Мораль как этическая категория общества: понятие, базис и общечеловеческие нормы Происхождения слова «этика» имеет древнегреческие корни и изначально означало «место проживания». Впоследствии так же стали обозначать и устойчивые явления, обычаи, характер человека, в Цицероном был введен переводный с греческого термин этики – «мораль». На сегодняшний день этика ещё и наука, изучающая такие тождественные понятия, как мораль, нравственность, добродетель, и представляющая собой систему знания o моральной области человеческой жизни. Другое название этики – практическая философия, а изучение её направлено не только на то, чтобы узнать, что такое добродетель, а более для того, чтобы быть добродетельной самой личности, изучающей данную науку. То есть конечной целью является не набор определенных знаний, а направленность на определенные поступки. В общепринятом лексическом обороте слова: «этика», «мораль», «нравственность» являются взаимозаменяемыми. Мораль – это не просто совокупность фактов, подлежащая обобщению, а нечто идеалистическое, неосязаемо-умственное, то есть то, «что должно бы быть». Философы-моралисты считают возможным представить мораль в двух взаимосоотносимых, но тем не менее различных обличьях: 1) как характеристику личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, (например чуткость, честность, пордочность); 2) как характеристик межличностных отношений в совокупности моральных норм, (например, соблюдение библейских заповедей «не лги», «не кради», «не убий») . Современные условия характеризуются приобретением значимости моральной жизни в том числе и в её индивидуальных проявлениях как следствие разнообразных факторов, а именно: а) изменение реального статуса индивида в обществе, выражающегося в государственном и общественном гарантированном обеспечении основных человеческих и личностных прав. То есть не только общество, государство и народ, но и личность сама по себе становится ценной и самоценной единицей общественной жизни; б) научно-техническая революция, инновационная деятельность. Усложнившаяся коммуникативная система организации социального пространства обусловливает разлад всего механизма в результате единичного сбоя какого-либо одного звена. Появились настолько дорогостоящие возможности технологического поддержания благополучия, жизни и здоровья человека, что каждый случай их применения становится общественно значимым событием . Одним из последствий названных изменений стало динамичное развитие прикладной этики в виде не просто приложения теоретической этики к практике, а как особой стадии развития морали. То есть это особая форма теоретизирования; непосредственно включенного в жизненный процесс, а также особая форма принятия общественных решений, самой «человекопрактики», поднимаемой до уровня теоретического осмысления. Поскольку мораль находится в тесной взаимосвязи с социально-экономическими условиями жизни общества, то само собой разумеется, что изменение материального статуса личности в частности и общества вообще повлекло изменение как нравов, так и самой нравственной деятельности людей, нравственных требований, предъявляемых к отдельно взятой человекоединице. Но не исключена возможность и другого развития ситуации: в отдельно взятой, определенной общественной системе, при наличии конкретных экономических отношений появляются зачатки социальных идеалов, некие утопические

Введение………………………………………………………………………………...3 1. Понятие морали……………………………………………………………………...4 2. Источники и содержание Кодекса революционной морали декабристов……….5 3. «Катехизис революционера» разночинцев………………………………………...7 4. Кодекс народников………………………………………………………………….10 5. Общие выводы o сущности революционной морали..…………………………….10 Заключение…………………………………………………………………………….12 Список литературы……………………………………………………………………14

1. Бердяев, Н. Демократия и иерархия [Электронный ресурс] / Н. Бердяев // Русская свобода. –1917. – №24. – С. 5-10 // http://www.magister.msk.ru/library/philos/ berdyaev/ berdn046.htm 2. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник [Текст] / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2007. – 473 с. 3. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов [Текст]. – М., 1951. – Т. 1. – 721 с. 4. Илющенко, С.М. Кодексы революционной морали [Электронный ресурс] / С.М. Илющенко// Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2005. – Выпуск 8. 5. История этических учений [Текст] / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2002. – 616 с. 6. Рабочее движение в России в XIX в. [Текст] – М., 1950. – Т. 2. – Ч. 2. – 270 с. 7. Целикова, О.П. Революционно-демократическая этика Н.Г. Чернышевского [Текст] / О.П. Целикова // Очерки истории русской этической мысли. – М., 1976. – 480с.

Список рефератов по предмету этика