(Нет отзывов)
24 страниц
2019-08-26

Философия классической античности.

В наличии
549 ₽

Введение
Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов [8].
Первый − зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н.э. в малоазиатской части Эллады в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Второй − зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
Третий этап − закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию философской мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы − «Физис» и «Космос», его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема − сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема синтез философского знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы мораль и свобода человека, познание.



1.Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа
Второй этап развития античной философии (средняя классика) связан с философским учением софистов. Софизм философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления. Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. К софистам греческие мыслители относились отрицательно. Так, «мудрейший из мудрецов» афинянин Сократ (470-399 гг. до н. э.), сам испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность этому Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. Поэтому слово «философия» − «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения [8].
Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сокат на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В связи с этим Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.
Сократ считает, что сущность человека − это его душа. Душа дает способность человеку осознавать, про¬являть мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека, как считает Сократ, − это инструмент души. Философ занимается физическими упражнениями, но больше внимания уделяет душевным. Без душевных упражнений невозможно воспитать мудрость, справедливость, уме¬ренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В свободе − счастье человека.
Как свидетельствует история, тика Сократа имела в становлении современного человека непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся над следующими сложными для этики Сократа вопросами.
1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, только кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит представления о доброй воле.
2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозможно найти ответ в этике Сократа. Современные философы полагают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определяется приобретенными им в процессе жизни ценностями. Но учения о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.
Диалектика Сократа. Слово «диалектика» используется для обозначения искусства достижения философских истин. В этом отношении Сократ был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа.
Первый этап − дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».
Второй этап − ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.
Третий этап − рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней [5].
2.Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии
Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию [8].
Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение о сущем, о том, что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Идея образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Для объяснения своего понимания идей Платон приводит как символ знаменитую легенду о пещере. В ней сидят прикованные узники. Свет огня освещает вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ, ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерцающем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира, кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальнейшем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, он будет несказанно поражен его богатством и разнообразием. И если в дальнейшем ему придется снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном мире [6].

Введение 3
1.Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа 4
2.Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии 6
3.Основные философские идеи Аристотеля 10
4. Эллинистически-римская философия. Учения скептиков, стоиков, неоплатоников, эпикурейцев 19
Заключение 23
Библиографический список 24

Библиографический список
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Фролов И.Т. и др. − М.: Республика, 2003. − 623с.
2. Гусейнов А.А. Счастье // Новая философская энциклопедия. − М., 2001. − Т. 3.
3. История философии: учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. − 730с.
4. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. − М.: Гардарики, 2003. − 911с.
5. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов выс¬ших и средних специальных учебных заведений. − М.: Логос, 2001. − 272с.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. − М.: Гардарики, 2002. − 736с.
7. Философия: Конспект лекций / Под ред. Ю.Е. Коробковой. − М.:МИЭМП, 2005. − 118с.
8. Философия. Учебник / Под общ. ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 245с.

Список рефератов по предмету философия