(Нет отзывов)
25 страниц
2019-06-04

Финансовые вопросы охраны окружающей среды

В наличии
1640 ₽

Совершенствование системы экологического нормирования, основной целью которой является регламентация антропогенных воздействий различных отраслей экономики на экосистемы должно учитывать опыт развитых стран (США, Японии, ФРГ и пр.), в системе экологического нормирования которых имеется целый ряд перспективных подходов, успешно применяемых за рубежом в странах с устойчивой экономикой таких, как: переход на наилучшие имеющиеся технологии; меньшее число контролируемых веществ и менее жесткие нормативы, чем в России, но обязательные к исполнению и строго контролируемые.
Модернизация системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду может осуществляться путем перехода на отраслевые нормативы, соответствующие наилучшим имеющимся технологиям, и приведения их в соответствие с международными стандартами.
Методика определения экологических нормативов и лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов должна учитывать их соответствие лучшим имеющимся технологиям, реальный технологический уровень производства, ресурсно-финансовый потенциал отечественной промышленности, природно-климатические и ландшафтные условия, дифференциацию территорий по уровням антропогенного воздействия на окружающую среду, природно-восстановительный потенциал, удельную плотность населения, а также уровень загрязнения за предшествующий период в результате хозяйственной деятельности.
Совершенствование нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды и природопользования должно основываться на поэтапном переходе промышленных предприятий к лучшим имеющимся технологиям, что обеспечит поэтапное достижение необходимых требований для предотвращения антропогенного загрязнения окружающей среды.
Существующая система нормирования воздействий, основанная на системе предельно допустимых концентраций (ПДК), дополняемая требованиями законодательства, например, такими, как запрет сброса веществ с не установленными ПДК, создает серьезные трудности в системе контроля. Результтом этого является заведомо ограниченная и зачастую не соответствующая действительности информация о реальном экологическом состоянии окружающей среды в стране.
Необходимо уточнение основных положений и взаимосвязи системы нормативов, включающих нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В новой системе нормирования должны быть четко определены полномочия ведомств, вопросы межведомственного сотрудничества и координации действий в области нормирования, привлечения научного потенциала производственных отраслей к формированию системы технологического нормирования, созданию банков данных о наилучших технологиях и альтернативных решениях.
Составной частью совершенствования федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования должны стать сокращение искусственно созданных бюрократических барьеров, концентрация усилий по тем направлениям, которые являются приоритетными с точки зрения обеспечения экологической безопасности.
Нормативный правовой акт, регулирующий контроль в области природопользования и охраны окружающей среды должен обеспечить реализацию экологической стратегии и быть основан на системе, включающей хорошо организованную государственную природоохранную структуру, природоохранные службы хозяйствующих субъектов.
В связи с ограниченностью возможностей государственного экологического контроля в постановлении Правительства Российской Федерации по осуществлению государственного экологического контроля следует предусмотреть контроль за основными загрязняющими веществами, существенно ухудшающими качество окружающей среды в конкретном регионе.
Следует разграничить принципиальные нарушения, влекущие за собой существенное нарушение качества окружающей среды, и неоформленные в установленные сроки (возможно, не по вине предприятия) различные разрешительные документы. В связи со вступлением в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в проектах законодательных актов следует сокращать количество согласований, которые необходимо получать предприятиям. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» целесообразно предусмотреть приостановление деятельности предприятий только за существенные нарушения, а в постановлении Правительства Российской Федерации о проведении государственного экологического контроля дать определение нарушений и соответствующие им наказания.
Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы можно выделить три типа экономического механизма природопользования (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.Типы экономических механизмов природопользования
Тип экономического механизма Основные черты и признаки
I. Компенсирующий («догоняющий») Ставит самые общие ограничительные рамки для экономического развития, практически не тормозя его.
II. Стимулирующий устойчивое развитие («устойчивый») Стимулирует развитие экологосовместимых и природоохранных производств и видов деятельности, способствует увеличению производства на базе новых технологий.
III. Жесткий («подавляющий») Жесткая налоговая, кредитная, штрафная политика практически подавляет развитие определенных отраслей в области расширения их природного базиса. Способствует экономии природных ресурсов.

С точки зрения юридической категории экономический механизм природопользования определяет аспекты правопреемственности природно-ресурсной базы в результате ее промышленной переработки. Данный аспект рассматривает рентные отношения природопользования, добывающей промышленности, регулируемые законодательством недр и других природных ресурсов.




Глава 2.Экономический механизм охраны окружающей среды
2.1. Плата за природопользование

Система платного природопользования является основным источником финансирования экологических мероприятий. Система платежей за пользование ресурсами, загрязнение среды, размещение отходов, а также механизмы их изъятия и использования определяются отношениями собственности на ресурсы природы.
Право природопользования это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное)1.
В общем объеме инвестиций на охрану окружающей природной среды за 2005 г. доля бюджета Российской Федерации составляла 17,7 %, местных и республиканских бюджетов и местного бюджета 41,1, экологических фондов 15,2, средств предприятий 25,8 % (рис. 2.1).


Рис. 2. 1. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
В литературе выделяются различные виды права природополь¬зования2. По критерию объекта это право землепользования, лесо¬пользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями населенных пунктов, занятыми под транспорт, например. Таким образом, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континен¬тального шельфа).
По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта природопользования) различается общее и специ¬альное право природопользования. Первое характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуще¬ствления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. лич¬ностным характером пользования, и вызванных наличием специ¬альных прав у других субъектов. Специальное природопользование разделяется на комплекс¬ное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного полу¬чения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответст¬вии с заранее определенными условиями.
Задачи экономического механизма охраны окружаю¬щей природной среды1:
- планирование и финансирование мероприятий по ох¬ране природы;
- предельно допустимых норм выбрсов и сбросов загряз¬няющих веществ в окружающую природную среду, поряд¬ка размещения отходов;
- разработка системы платежей за использование при¬родных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов за¬грязняющих веществ в окружающую природную среду, раз¬мещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ре¬сурсосберегающих технологий, а также при использова¬нии нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение в установленном порядке вреда, причи¬ненного окружающей природной среде и здоровью чело¬века.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Охрана окружающей среды как актуальная проблема современной России и её финансовый аспект 5
Глава 2.Экономический механизм охраны окружающей среды
2.1. Плата за природопользование 13
2.2. Плата за вред, нанесенный окружающей среде 18
Глава 3. Распределение платежей в целях охраны окружающей среды и их оптимизация. 20
Заключение 24
Список литературы 26

Введение


В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной активности. Это, в свою очередь, оказало негативное влияние на осуществление природоохранной деятельности, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Изучение региональных экологических проблем дает основание считать, что неблагоприятная экологическая обстановка продолжает сохраняться с одной стороны как следствие неразумного экономического хозяйствования, слабой социальной защищенности населения и примитивного потребительского отношения к природным и минерально-сырьевым ресурсам. С другой стороны, сложившееся эколого-экономическое неблагополучие во многом обусловлено отсутствием комплексного рассмотрения и оценки факторов эффективности природопользования как на государственном, так и на региональном уровне.
К негативным факторам воздействия на эколого-экономическую ситуацию следует также отнести отсутствие нового организационно-экономического механизма природопользования, особенно на уровне регионов, в которых пока слабо поставлены учет и оценка природных ресурсов и практически не ведутся их комплексные кадастры. В недостаточной степени осуществляется координация работ по изучению и воспроизводству ресурсов, не обеспечивается экономическое регулирование использования ряда видов природных ресурсов, а главное - не осуществляется комплексное управление природопользованием. Усугубляет ситуацию непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, в том числе по использованию природных ресурсов.
Попытки решения экологических проблем без устранения причин их возникновения не могут быть успешными, поскольку любое увеличение техногенного воздействия на природу в результате экстенсивного промышленного роста приводит к усилению процессов ее деградации и требует все большего количества материальных и финансовых средств на ее восстановление.
В связи с этим сегодня вопросу формирования финансовых вопросов охраны окружающей среды придается важное значение. Данный механизм в ходе своего функционирования будет способствовать решению региональных проблем экологизации природопользования, охраны окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, что в настоящее время является одним из важнейших условий устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния общества.
Современный механизм охраны окружающей среды предполагает такой вариант защиты, как экономические санкции.
Цель данной работы исследование финансовых вопросов охраны окружающей среды.
Задачи работы:
- исследовать основные проблемы охраны окружающей среды;
- провести анализ основных экономических механизмов, закрепленных современным российским законодателем в целях охраны окружающей среды;
- провести исследование проблемы распределения платежей в целях охраны окружающей среды.

Глава 1. Охрана окружающей среды как актуальная проблема современной России и её финансовый аспект

Законодательство в области охраны окружающей среды призвано обеспечить гармоничное сочетание корпоративных интересов хозяйствующих субъектов и физических лиц, участвующих в производственной деятельности, с интересами общества в целом, при условии не нанесения ущерба окружающей природной среде и сохранения ее для будущих поколений.
В настоящее время необходима гармонизация федерального природоохранного законодательства с международными нормами в области природопользования и охраны окружающей среды. Вместе с тем не следует решать серьезную проблему перехода к экологически чистым технологиям только путем введения жестких экологических требований (стандартов), установленных для промышленных предприятий в развитых странах с устойчивой экономикой. Переход к новому более высокому технологическому уровню производства, обеспечивающему более высокий уровень экологической безопасности, должен происходить поэтапно. Россия не сумела осуществить переход на новый технологический уровень в период, когда это происходило в развитых европейских странах, поскольку осуществляла и осуществляет в настоящее время сложный переход к рыночной экономике. Это отставание должно быть поэтапно ликвидировано в сроки, сопоставимые с теми, которые потребовались странам Европы для введения жестких экологических стандартов. Только в этом случае можно надеяться, что переход на новый технологический уровень промышленного производства произойдет без нанесения значительного ущерба интересам предприятия, государства в целом и без социальных потрясений.
В настоящее время совершенствуется законодательство Российской Федерации с целью обеспечения требований соблюдения производителями экологических нормативов и стандартов, составной частью которого должно стать стимулирование предприятия на переход к наилучшим существующим технологиям. Только в этом случае будет достигнуто сокращение энерго- и ресурсопотребления, уменьшение загрязнения окружающей среды.
В период перехода промышленности на новый технологический уровень законодательство об охране окружающей среды должно отражать поэтапный характер перехода и содержать нормы, регулирующие необходимые издержки на природоохранную деятельность, которые не явились бы чрезмерно обременительными для предприятия, в частности, и для общества в целом. В случае нарушения баланса между интересами промышленности, экологической безопасностью и решением социальных вопросов рассчитывать на успех перехода промышленности на новый технологический уровень вряд ли следует. Поэтому корректно построенная нормативная правовая база и создание механизмов ее реализации вопрос исключительно важный и требующий быстрого решения.
Планируемое вступление России в ближайшие годы в ВТО потребует от предприятий приведения технологии производства и продукции к международным экологическим стандартам. Они должны будут в сжатые сроки модернизировать производство, финансировать региональные природоохранные мероприятия, и возмещать вред окружающей среде, нанесенный в результате их предыдущей деятельности.
Правовое регулирование должно стимулировать создание действенной, мощной экологической службы организаций, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Переход на новую модель хозяйствования с соблюдением международных стандартов природопользования и охраны окружающей среды (ISO 14000) в части технологии производства и продукции позволит осуществить комплексной подход к решению проблем экологии, эффективно использовать ресурсы предприятия, оптимизировать затраты на природопользование и частично или полностью предотвратить ущемление интересов российских производителей на международном рынке по экологическим причинам.
Необходима гибкая политика поэтапного снижения налоговой нагрузки на предприятия по НДС, налогу на прибыль и пополнения доходной части бюджета за счет введения рентной платы (природной ренты). Плата за загрязнение окружающей среды должна иметь компенсационный, неналоговый характер и направляться на решение экологических задач в местах оказания негативного воздействия. Завышенные требования к предприятиям по скорейшей коренной модернизации производства, выплате экологических платежей и налогов в увеличенном в 5-10 раз размере, долевом финансировании региональных природоохранных мероприятий могут подорвать Российскую промышленность.
Учитывая финансовые возможности России и нерешенные социальные проблемы, стратегическим направлением совершенствования законодательства на ближайшие годы должно быть обеспечение развития в стране производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, при значительном улучшении условий жизни населения и уменьшении вредного воздействия на окружающую среду путем модернизации производства и достижения допустимых для России норм экологической безопасности. ООН также определяет в числе мировой «наилучшей практики» устойчивого развития достижение одновременно экономических, экологических и социальных результатов.
Как уже упоминалось выше Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на данный момент не привел к практическим результатам в части создания действенных еханизмов регулирования природопользования. Природоохранным законодательством предусмотрена выдача предприятиям не только нормативов, но и лимитов на негативное воздействие, что следует учесть в формулировке соответствующей статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающей ответственность субъектов хозяйственной деятельности за превышение установленных в разрешительных документах нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
В подзаконных нормативных актах в области экологии и природопользования предусматривается возможность получать органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам безвозмездно от природопользователей информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач. Эти положения используются для перекладывания части обязанностей по осуществлению государственного экологического мониторинга на природопользователей, осуществляющих производственный контроль. Производственный контроль проводится по ограниченным показателям в соответствии с установленными сроками и не может подменять государственный экологический мониторинг, поэтому в текст нормативных правовых актов надо внести соответствующие уточнения.
Необходима государственная финансовая поддержка природоохранной деятельности путем существенного увеличения финансирования федеральных и региональных целевых экологических программ - как механизм участия государства в ликвидации последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, действовавший в предшествующие годы.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливается, что хозяйственная и иная деятельность осуществляется на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

. Круглов В.В. Правовые основы охраны окружающей среды в промышленности. - Екатеринбург, 1996.
2. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора // Зеленый мир. 1996. № 12.
3. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В.В.Петрова. М.: ПРИОР, 2004
4. Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды в условиях рыночной экономики //осударство и право. 1993. № 11.
5. Юридические аспекты участия граждан в охране окружающей среды (материалы семинара) //Государство и право. 1995. № 5.

Список курсовых работ по предмету финансы