(Нет отзывов)
13 страниц
2019-05-11

Эпоха крестовых походов и ее значение в истории средневековья

В наличии
549 ₽

Введение

Крестовые походы - походы (1096-1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против "неверных" (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины).

1-й Крестовый поход (1096-99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства.

2-й (1147-49, повод - взятие в 1144 сельджуками Эдессы и 3-й (1189-92, вызван завоеванием в 1187 году Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны.

4-й Крестовый поход (1202-04), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204-61).

Последние походы - 5-й (1217-21), 6-й (1228-29), 7-й (1248-54), 8-й (1270) - существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

Крестовые походы не достигли тех целей, которые ставили перед собой их организаторы и участники. Они повлекли большие жертвы, как среди населения государств Востока, так и среди их участников. Гибли многие культурные ценности, дворцы, памятники и библиотеки. Особенно сильно пострадал Константинополь, никогда не вернувший себе былой красоты и величия после латинского разгрома. Вместе с тем, они расширили горизонты, впервые после времен античности привели в близкое соприкосновение Европу и Восток. Результаты их неоднозначны. [3, 540].

Цель курсовой работы рассмотреть особенности эпохи Крестовых походов и оценить ее значение в истории Средневековья Востока и Европы.

Задача работы выявить основные черты и цели крестовых походов.



1 Причины крестовых походов

Для того, чтобы понять причины крестовых походов, необходимо обратиться к исторической ситуации, которая сложилась в Средневековье.

К концу XI в. Восток уже почта в течение пяти веков разделен между византийской христианской империей и арабскими мусульманскими государствами. Сами мусульмане также разделены. На Востоке не только существуют два враждебных друг другу халифа - ортодоксальный в Багдаде и схизматический в Каире.

Наиболее могущественными из мусульманских народов были турки , пришедшие из Тюркестана и поступившие на службу к багдадским халифам. Один из их вождей, Сельджук, утвердившись в Бухаре, соединил их в один народ, названный по его имени турками-сельджуками. Один из преемников Сельджука, Тогрул-Бек , славился своим благочестием. Багдадский халиф, в войске которого все генеральские посты были в то время заняты персидскими шиитами , призвал на помощь этого благочестивого мусульманина, приказал провозглашать его имя в молитвах вслед за своим и даровал ему титулы царя Востока и Запада, повелителя верующих. С этих пор ту редкий султан становится истинным властелином Багдадского халифата и старается путем завоеваний расширить его пределы. Один из этих султанов, Алп-Арслан, напал на Византийскую империю и завоевал Армению.

Завоевания турок-сельджуков. Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам.

Религиозные мотивы. Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в 1011 вв., которые было во многом нициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в 11 в. возросло число паломничеств в Святую Землю.

Анахроничное представление о самой природе человека.

По представлению средневекового человека, все люди, во всех поколениях, несут ответственность за первородный грех, совершенный Адамом и Евой, подобно тому, как все евреи виновны в распятии Христа, ибо эти события - грехопадение и страсти Господни - не принадлежат только прошлому, но вечно длятся и пребывают в нынешнем моменте. Крестоносцы в конце XI в. были убеждены, что карают не потомков палачей Спасителя, но самих этих палачей. Протекшие века ничего не значили для них. [1, 140-142].

Экономические стимулы. Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости и стать собственниками земли.



2 Участники крестовых походов и их основные цели

Все крестовые походы разнообразны по составу участников и их основным целям, поэтому целесообразно рассматривать походы в отдельности

Первый крестовый поход

В 1095 г., осенью, в Клермоне (Южная Франция) собрался большой церковный собор, на котором папа Урбан II возвестил о начале крестового похода и произнёс большую рассчитанную на разжигание христианского фанатизма речь перед многочисленными слушателями, собравшимися на Клермонской равнине за городом. В речи папы особенно ярко и выпукло была выражена истинная, чисто грабительская цель крестовых походов.

Поход бедноты

Крестовому походу феодалов предшествовал поход бедноты, который и по составу участников и по своим целям отличался от военно-колонизационного движения феодалов.

26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками ГробГосподень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались ""крестоносцами"". Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Крестьяне стремились найти на Востоке избавление от притеснения феодалов, голода и эпидемий. Крестовый поход бедноты закончился бесславно и трагически.

Первый крестовый поход феодалов

Введение 3

1 Причины крестовых походов 4

2 Участники крестовых походов и их основные

цели 6

3 Государства крестоносцев 8

4 Духовно-рыцарские ордена 9

5 Итоги походов, их значение 10

Заключение 11

Литература: 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры (М., 1984).

2. Диль Ш. Византийские портреты (М., 1994) [Византия и Запад в эпоху крестовых походов, с. 225-240; Анна Комнина, с. 241-257].

3. История Средних веков в 2-х тт. под ред. С.П.Карпова (М.: МГУ, 2000).

4. Карсавин Л.П. Монашество в средние века (М.: Высшая школа, 1992).

5. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VXV вв.) (М., 1967).

6. Ле Гофф Ж., Цивилизация средневекового Запада (М., 1992).

7. Хейзенга Й. Осень средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах (М., 1995).

8. http://ru.wikipedia.org (сентябрь, 2007.)

Список рефератов по предмету история