(Нет отзывов)
31 страниц
2019-07-18

Русско-византийские отношения в X|||- XV (13-15) веках.

В наличии
1640 ₽

Почти два с половиной столетия продолжалось монголо-татарское иго, которое принесло экономике Руси неисчислимые беды. Монголы разрушали города и села, убивали, грабили и захватывали в плен русских людей, они обложили их тяжелой данью. Все это привело к массовому обнищанию и исходу населения из городов. Вместе с тем, героическое противостояние русского народа завоевателям спасло от разорения страны Западной Европы. Монголо - татарское иго не только отбросило на несколько веков назад хозяйство русских земель, но и круто изменило направление исторического развития нашей страны.
К концу монголо-татарского ига Русь намного отставала от европейских стран. Резко упала внутренняя и внешняя торговля. Завоеватели ввели тяжелый налог - тамгу, которая стала торговой пошлиной, а мыт - проезжей пошлиной. Удельная раздробленность, опустошительное нашествие татаро-монголов привели к тому, что центр экономической жизни восточного славянства переместился в Новгород Великий и Северо - Восток Руси.
На рубеже ХIII-ХIV веков политическое дробление Руси достигло своего зенита. Выходу из состояния раздробленности должно было способствовать образование единого внутреннего рынка. В свою очередь, важнейшим фактором развития внутреннего рынка становилась активная внешняя торговля.
В эпоху Киевской Руси великий водный путь "из варяг в греки" связывал различные русские земли и втягивал их в общий хозяйственный оборот и международную торговлю. Владимиро-Суздальская Русь ХII-ХIV веков лежала в стороне от международных торговых путей. Вследствие этого города Владимиро-Суздальского княжества не могли достичь такого экономического значения, какое имели города Киевской Руси и Великий Новгород.
В ХIII веке несмотря на монголо-татарское владычество, крупные города междуречья Волги и Оки - Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Ярославль, Муром, Москва постепенно вновь наладили ремесленное производство, активизировали внутреннюю и внешнюю торговлю. На торгах этих городов вели операции византийские, арабские, персидские, немецкие, польские, литовские, скандинавские купцы.
Утративший политическое влияние, Киев, продолжал привлекать своим местоположением иноземных купцов. Через него прежний путь "из варяг в греки" связывал города Владимиро-Суздальского княжества с Болгарией, Византией, Чехией, Австрией, Швецией, Данией, немецкими городами и странами Востока. Во Владимир на Клязьме, как свидетельствуют летописные источники, "гость приходил" из Царьграда, и других стран, "аче Латинии... Болгаре и Жидове". Развитие экономических связей привело к возникновению новых торговых путей: от верховьев Дона до Азова и по Азовскому морю через Керченский пролив до Феодосии. Здесь велась торговля зерном с городами побережья Черного и Азовского морей.
В середине ХIV века укрепились торговые связи других русских городов с Европой. Смоленск, вслед за Новгородом и Псковом, расширил торговые отношения с Польшей, Данией, Швецией, Норвегией и немецкими городами. Был принят документ, регламентирующий правила внешнеэкономической деятельности - Договор с Ригой и Готским берегом, согласно которому Смоленск предоставлял Риге право беспошлинной торговли: "Всякому латинскому человеку свободен путь из Готского берега до Смоленска без мыта". Оживленную торговлю с Польшей и немецкими городами вели также Витебск, Полоцк. Пермь торговала со Швецией и с Норвегией. С начала ХIV века русские купцы использовали торговый путь по Северной Двине от Устюга до Холмогор, откуда через Белое море русские товары везли в страны Западной Европы.
В ХIV - ХV веках развивались и другие внешнеторговые центры, такие как Тверь и Нижний Новгород, основанные новгородцами, Кострома. Через них по Волге и Каспийскому морю завязывались торговые связи с государствами Средней Азии, Персией, Индией, Китаем, откуда привозили на Русь шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности, восточные сладости, лекарства, краски, ювелирные изделия и драгоценные камни, порох и т.д.
В период феодальной раздробленности в северо-восточных землях обособляется самостоятельная ветвь русских славян, великорусская народность. Она образует на северо-востоке свои государственные центры (Владимир, Тверь, Ярославль и др.), которые в ХIV-ХV веках постепенно поглощает мощное Московское государство.
объединением русских земель вокруг Москвы открылись новые широкие возможности для развития торговых отношений с Западом и Востоком. Московское государство укрепило политические и экономические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, со странами Балканского полуострова, возрос его удельный вес в международной торговле. Речь идет о соотношении морской (океанской) и сухопутной дальней торговли. Для этого надо обратиться к географическому фактору. Упомянутая российская географическая сопредельность с восточными государствами, влияние окружающей среды оказывала влияние на возможность удобного, экономического и интенсивного торгового общения Запада, России и Востока. Немаловажное значение получили океанские и дальние сухопутные перевозки.
Внешняя торговля Московского государства развивалась по трем основным направлениям.
Первое, южное направление, по которому Москва, продолжательница традиционных связей Киевской Руси, торговала с Сурожем (Судаком) позднее с Кафой (Феодосией) в Крыму, а через них с городами Средиземноморья. В Суроже была основана русская колония, имевшая значение перевалочного пункта для русской торговли с южными странами.
Второе, восточное - волжское направление. Главными торговыми центрами на нем являлись Нижний Новгород и Астрахань. В этих городах сходилось множество русских, бесерменских (из мусульманских стран), армянских и других купцов. Московские купцы по Волге и далее по Каспийскому морю плыли в Персию. Из России они везли меха, кожу и изделия из нее. На Восток вывозили не только сырье, как в Европу, но и готовые изделия. Предметами ввоза были кожи, сафьян, пряности, шафран, сладости, краски, шелковые и особенно хлопчатобумажные ткани высокого качества.
В отличие от киевской - в основном с Византией, новгородско-псковской торговли - с немецкими, шведскими и датскими городами, внешнеторговые связи городов Московского царства в обозреваемый период были в большей степени ориентированы на Восток.
Подтверждением преобладания восточной ориентации может служить, в частности, большое количество слов, относящихся к экономике и финансам, хранению и транспортировке товаров, которые пришли в русский язык из языков тюркско-татарских народов. Так, слово "казна" является прямым заимствованием из языка татаро - монголов, равно как и слова "деньги" и "таможня", оба происходящие от "тамга", что обозначает казенную печать, ставившуюся на товарах в знак уплаты пошлины. Русское слово "товар" происходит от тюркско-татарского термина, обозначающего скот как имущество вообще; этот же корень встречается в словах "товарищ", которое первоначально означало "деловой партнер", и "товарищество" (компания предпринимателей). "Пай" тоже имеет татарское происхождение.
Третье, западное направление. Это был путь, связывавший Москву через Смоленск с Великим княжеством Литовским, Польшей, Чехией, Австрией и немецкими городами.

Содержание
Введение..3
1. Культурное взаимодействие Руси и Византии в 13-15 вв.
1.1 Истоки культурного взаимодействия Руси и Византии5
1.2 Культурное взаимодействие Руси и Византии в 13-15 вв7
2. Экономическое и политическое взаимодействие Руси и Византии в 13-15 вв.15
Заключение.27
Литература.31


Введение
Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия одной из важнейших основ византийской культуры.
Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.
Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.
Цель написания работы явилось изучение русско-византийских отношений 13-15 веков. Основными задачами являются:
- рассмотрение особенностей культурного взаимодействия Руси и Византии в 13-15 вв.
- анализ хозяйственного и экономического взаимодействия Руси и Византии в 13-15 вв.



1.Культурное взаимодействие Руси и Византии в 13-15 вв.
1.1 Истоки культурного взаимодействия Руси и Византии
«История человеческой культуры, писал академик Д.С. Лихачев, знает периоды, когда человек открывает в мире какие-то стороны, до того им не замечавшиеся. Обычно это периоды возникновения нового взгляда на мир, появления нового мировоззрения и нового великого стиля в искусстве и литературе. Каждый вновь появляющийся стиль это своего рода новый взгляд на мир. Это не только эстетическое обобщение в произведении, но новое эстетическое восприятие действительности. Человек открывает в окружающей его вселенной какую-то не замечавшуюся им ранее стилистическую систему научную, религиозную, художественную. В свете этой системы он воспринимает все окружающее, и обычно это открывает собой период радостного удивления перед миром. Восхищение перед миром становится как бы чертой мировоззрения и начального этапа новой стилистической формации.
Так было и в раннем периоде древнерусской культуры. Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. В этом язычестве гнездился страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку человека, открывало в природе мудрость мироустройства и божественную целесообразность».
Первые же произведения и памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед миротворением и радостью от созерцания в мире и в человеке спасительной красоты-доброты как самого характерного мировоззренческого признака православия, воспринятого из Византии. Недаром послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде не видели!
Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями слвян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святцев. Даже в наше время большая часть широко распространенных в России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют греческое происхождение.
Судя по летописным свидетельствам, наиболее важное значение для установления культурных связей между Византией и молодым древнерусским государством имели поездка в Константинополь великой княгини Ольги для принятия крещения (957), православная миссия, посланная ко двору князя Владимира (986), и посольство русских «в греки» (987), после которого состоялся судьбоносный для Руси диалог князя Владимира со своими послами перед боярами и старцами:
«Пришли мы в Греческую землю, говорили перед государственным советом послы князя, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо» .
Так приняла Русь «закон греческий», то есть православие, которое на века определило культурно-историческое развитие нашего Отечества.
1.2 Культурное взаимодействие Руси и Византии в 13-15 вв
До 1448 года Русская Православная Церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата, и большинство митрополитов Киевских того периода были греками. Киевский митрополит всегда избирался или, по крайней мере, утверждался в Константинополе. Из двадцати трех митрополитов Киевских, имена которых упоминаются в летописях домонгольского периода, семнадцать были греками. За это время только два митрополита Киевских были из русских Иларион (с 1051) и Климент Смолятич (11471155). Таким образом, культурное влияние Византии на Руси укреплялось также и церковно-административной зависимостью Русской Церкви от Царьграда, как называли в древности на Руси Константинополь.
В 1448 году, после самостоятельного избрания русскими святого Ионы на кафедру митрополита Московского и всея Руси, Русская Православная Церковь фактически становится автокефальной, то есть управляется самостоятельно избранным митрополитом. В 1589 году глава Русской Церкви Московский митрополит получает достоинство патриарха Московского и всея Руси. Это достоинство было признано всеми православными патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Будучи пятым православным патриархом по историко-каноническому порядку, Московский патриарх фактически занял важнейшее место в православном мире, потому что, с одной стороны, он возглавлял крупнейшую по территории и численности паствы Поместную Православную Церковь, а с другой все восточные патриархаты, находясь под гнетом турков, обращались за материальной поддержкой к Московскому патриарху. В период турецкого владычества над православным населением Востока Русская Церковь, помогая своим православным братьям, отдавала дочерний долг православному Востоку, откуда она восприняла свою веру.
На Руси среди выходцев из Византии славились строители церквей, иконописцы, писатели, ученые. Величайший вклад в формирование православной культуры России внесли мастера-греки, строившие в 10731089 годах Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря, великий иконописец Феофан Грек, писавший во второй половине XIV начале XV века иконы в храмах Новгорода и Москвы, великий писатель и переводчик Максим Грек (умер в Троице-Сергиевом монастыре в 1556 г.), а также великие педагоги братья Лихуды Иоанникий и Софроний (в миру Иоанн и Спиридон).
Выдающаяся роль, которую играла Византия в общей культуре средневековья, единодушно признается как латинскими, так и греческими средневековыми писателями, сирийскими и армянскими историками, арабскими и персидскими еографами. Анналы, которые составлялись мандаринами «Небесной империи», осведомлены о великой державе дальнего для них Запада. Высокий уровень материальной культуры и широкие торговые связи были наиболее важными причинами ее могущества.
Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса на Евфрате, Майферкат и Двин в Армении, множество малоазийских городов, Херсонес в Таврике, Солунь на Балканском полуострове были опорными пунктами областей, находились на перепутье торговых и стратегических дорог. Но все пути вели во второй Рим Царьград, мировую столицу. Константинополь, политический, административный, торговый и культурный центр империи, был огромным рынком. Сюда стекались товары с самых отдаленных мировых рынков. Из Китая и Средней Азии привозили шелк-сырец, который переходил из рук согдийских купцов к персам и сирийцам, доставлявшим его в прибрежные города, а оттуда в столицу. Русские и скандинавские ладьи доставляли воск, пушнину, мед. Из Ирана и Аравии на верблюдах в гавани сирийского побережья доставляли изюм, урюк, миндаль, финики, вино, сирийские и сарацинские ткани, ковры и широко славившиеся готовые одежды. Отсюда большие и малые корабли перевозили товар к Босфору. Из Египта шло зерно, а из глубин Африки золотой песок и слоновая кость. Столица жадно поглощала огромные количества свежей и соленой рыбы, которую свозили со всего Средиземноморья и Черноморья. Это была пища беднейшего населения городов. Скот пригоняли в Никомедию из Малой Азии. Табуны лошадей паслись во Фракии, откуда их перегоняли в предместья столицы. Оливковое масло поступало из Малой Азии, Эллады, Пелопоннеса.
Византия была и средоточием средневековой образованности. Греческая по языку культура связывала ее с эллинской традицией, с непревзойденными образцами гомеровского эпоса, прозы Фукидида и Ксенофонта, философских диалогов Платона, комедий Аристофана и трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Афинская академия, где процветала «языческая философия», просуществовала до середины VI в. Высшие школы в Александрии, Антиохии и Константинополе, кроме цикла клерикальных предметов, имели медицинский и юридический факультеты. Ряд законодательных актов предоставлял учителям и врачам жалованье от казны, освобождал о всяких повинностей, чтобы предоставить им «необходимую свободу для занятий пауками». Константинопольский университет с V в. насчитывал 31 профессора, обучавшего слушателей словесности, ораторскому искусству, философии и юридическим наукам. За это профессора получали содержание от государства .
Это дало возможность сохранить в Византии образование, которое в свою очередь способствовало дальнейшему развитию права и законодательства, сохранению медицинских и сельскохозяйственных знаний, как об этом свидетельствуют соответствующие трактаты. Византийская летописная и историографическая традиция через Прокопия и Феофилакта Симокатту связана с древнегреческими образцами, через хронографию Феофана, а особенно Иоанна Малалы она черпает новые силы в живом народном языке.

1. Бычков В.В. Византия // История эстетической мысли. Т. 1. М., 1985.
2. Великая Русь: Историко-художественная культура XXVII века / Подг. текста Д.С. Лихачева и др. М.: «Искусство», 1994.
3. Каждан А. П. Византийская культура. СПб, 1997
Васильев А. А. История византийской империи. СПб, 1998
4. Карпов С.П. Латинская Романия. СПБ, 2000
5. Кучма В. В. Военная организация Византийской империи. СПб, 2001
Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток (12041461). СПб, 2001
Скабалонович Н. А. Византийская государство и церковь в IX веке. Тт. 12. СПб, 2004
6. Литаврин Г. Византия и Русь // «Наше наследие», 1992, № 25, с. 35.
7. Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. СПб, 1997
8. Лихачева В.Д. Искусство Византии IVXV веков. Л.: «Искусство», 1981.
9. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Paris: «YMCA-PRESS», 1990.
10. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. 2-е изд., испр. и доп. Спб., 2000.
11. Соколов И. И. Лекции по истории Греко-восточной церкви. Тт. 12. СПб., 2005

Список курсовых работ по предмету история