(Нет отзывов)
19 страниц
2019-08-03

Американизация как явление современной культуры

В наличии
549 ₽

Государство, основанное на новом континенте, не имело ни прошлого, ни гомогенного населения. Но именно эти обстоятельст¬ва и содействовали созданию развернутой социальной мифологии. Появились идеи о том, будто Америка начинает новую историю человечества. Американские мыслители оценивали свою страну как внеисторическую нацию, которая сложилась благодаря свободной воле своих основателей. Нередко Соединенные Штаты противопо¬ставлялись Европе, которую Америка будто бы превосходила свои¬ми целями, миссионерским предназначением.
Американские теоретики издавна пытались противопоста¬вить Новый Свет Европе, рассматривая Америку как новое куль¬турное пространство, как принципиально иной мир. Поэтому они стремились обнаружить те черты и признаки общественной жизни, которые позволили бы им провести отчетливое разграничение между двумя культурами европейской и американской.
Но по мере развертывания истории западного мира все чаще стали возникать сомнения по поводу принципиальной самобытнос¬ти США. Действительно ли Америка располагает какой-то ориги¬нальной культурой, если последняя сложена из разнородных эле¬ментов? Способен ли «плавильный котел» из множества своеоб¬разных культур создать нечто целостное и уникальное? Попытки раскрыть неповторимость американской культуры, доказать ее своеобразие, принципиальное отличие от европейской то и дело приводили к прямо противоположным результатам. Получалось, что духовная жизнь Нового Света мало чем отличается от европей¬ской. И все же справедливости ради многие признавали, что, хотя американские мыслители находились под сильным влиянием евро¬пейского идейного наследия, они, тем не менее, придавали ему особую трактовку.
Децентрализация образа жизни, расслоение «средней» Америки, растущее многообразие стилей, когда нормой становится не типичность, а разно¬образие, прежде всего культурное.
В современной идеологии США ставятся две задачи: восстано¬вить «американскую мечту» и войти в следующее столетие самой сильной нацией, страной в мире, главной опорой мира и демокра¬тии на земном шаре.
Симптомы американизации мировой культуры очевидны, перечислять их нет нужды. Едете ли вы в Москву, монгольские степи, индийскую глубинку или джунгли Малайзии; повсюду налицо сближение культурных практик и форм. Возникающая новая глобальная культура является американской в том смысле, что отвечает американской модели, даже если производится в Гонконге или Берлине. Американизация состоявшийся факт, который вряд ли можно отменить.
В Европе, как известно, ответом на возрастающую американизацию культуры было введение системы квот. Подобные меры можно приветствовать, ибо они единственно гарантируют поддержку производителям национальной кино-, теле- и музыкальной продукции. Но не следует питать иллюзий по поводу действенности подобных мер. Введение системы квот на радио, например, обернулось тем, что радиостанции стали передавать национальную музыку после полуночи, т. о. выполняя квоты, но одновременно удовлетворяя в течение дня потребность слушателей в американской музыке, вроде рэпа и рока.
Нельзя отрицать, что контроль над рынком СМИ американских и транснациональных корпораций растет год от года и по ряду причин является поводом для беспокойства. Однако это само по себе не может быть удовлетворительным объяснением американизации современной культуры, ведь мы почти ничего не знаем о социальном, психологическом, эмоциональном и эстетическом восприятии культурного материала, производимого этими корпорациями. Даже если американские корпорации господствуют на мировом рынке, должна быть причина, по которой их продукция столь привлекательна для потребителя. До тех пор, пока этой проблеме не будет уделено должного внимания, споры по поводу процесса американизации будут сводиться к легковесным демонстрациям протестного сознания. Что если успех американской популярной культуры определяется природой ее внутренних свойств? Тому, что именно в американском обществе возникли формы популярной культуры, воспринимающиеся сегодня как особенно живые и современные
Американское общество и притягивает к себе, и отпугивает европейца, видящего, что импульс к индивидуальному самоутверждению получил там неслыханное развитие, между тем как самая радикальная культурная критика в ее заокеанских теоретических версиях этот процесс почти начисто игнорирует, именно потому, возможно, что сама является его частью.
В XIX веке была европеизация мира, сейчас - америкаизация.
Однако, Европа - это сообщество разных культур, в котором всегда есть место для нового инструмента со своим голосом. Если же мы имеем дело с Америкой, то это одна страна. В нее нельзя войти, оставаясь самим собой. Можно только подчиниться, и поэтому американизация в отличие от европеизации вызывает резкое сопротивление в образованных кругах. Европеизация, как правило, принималась элитой и вызывала сопротивление скорее в более широких массах, которые не все там понимали. Американизация идет совершенно иначе. В самой Америке элита противостоит той культуре, которую Америка экспортирует.
Производство массовой культуры в значительной степени монополизировано американскими средствами массовой информации, американским телевидением.
Сейчас все американское - и политика, и телевизионная продукция - вызывает законное сопротивление в мире и прежде всего в Европе, где достаточно сильны настроения сопротивления чрезмерно большой, не по духовной значительности роли американской культуры. А между тем она - лишь одна из национальных культур Европы, и когда начинает выступать в качестве, так сказать, культурного фюрера, то выходит за рамки своих возможностей. Для культуролога Европа всегда была очень сложным явлением, а сейчас мир стал еще сложнее. Благодаря широкому распространению западной культуры и попытке христианизировать планету выяснилось, что произошло нечто другое, что повсеместное употребление английского языка втянуло в диалог и очень живые, не умершие, не потерявшие своего пафоса культурные миры, мусульманские, индийские, дальневосточные, которым есть что сказать. В том духовном вакууме, который заставляет современного западного человека и в Америке, и в Европе искать чего-то другого, нового, в этих странах, причем в Америке даже больше, чем в других, начался импорт восточных культур. Импортируются йога, дзэн-буддизм, суфизм и т. д., потому что вербализированное, то есть ставшее держаться скорее в словах, чем в духе, христианство уже не удовлетворяет ищущего американца. Она постхристианская, но вместе с тем не приобрела пока никакого другого духовного стержня. Поэтому она является сейчас культурой глубокого кризиса. Дело не в том, что у нее есть недостатки, это настоящий, глубокий кризис, и требуются, по-видимому, какие-то непривычные, новые шаги для выхода из него.

Оглавление


Введение.. 3
Глава 1. Многообразие культур.. 4
Глава 2. Американская культура 7
Заключение.. 17
Список литературы.. 19






















Введение

Культура необходимое условие существования всякого об¬щества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достоя¬ние.
Все челове¬ческие достижения имели свою цель или цели. Мир культуры явля¬ется миром ценностей. Что такое ценность? Каждую культуру можно представить себе как - набор конкретных, разделяемых боль¬шинством ее представителей ценностей, находящихся в определен¬ной иерархии. Ценность представление о том, что свято для человека, группы, общества в целом.
Впрочем, американизация современной культуры началась задолго до того, как культура США стала предметом экспорта. Чтобы процесс американизации начался в других культурах, он должен был сначала совершиться в самом американском обществе. Иначе говоря: процесс культурных преобразований, обозначаемый сегодня понятием американизация, начался отнюдь не в результате вывоза американской культуры в годы после Второй мировой войны, а гораздо раньше, на рубеже веков, с возникновением новой городской культуры развлечений. Первой жертвой американизации стала сама американская культура. В ней начался интенсивный поиск культурных форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций и создать универсальный язык коммуникации. Поэтому кинематограф, телевидение, но в особенности популярная музыка, выступают движущей силой американизации современной культуры.
Целью данной работы является изучение культуры США. Для этого ставятся следующие задачи:
Рассмотрение исторического аспекта становления культуры США.
Дать определение «американизации» - как явлению современной культуры.

Глава 1. Многообразие культур

Факт множественности культур на Земле, во всей истории челове¬чества и в современную эпоху, кажется, признают все культуроло¬ги, однако делают из этого далеко не однозначные философские выводы. Так, одни культурологи считают правомерным говорить о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в ка¬честве разновеликих величин. Другие, напротив, полагают, что раз¬нообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета какие-то культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно богатые и плодоносные, а какие-то, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившие¬ся и утратившие свое верховенство.
Многие культурфилософы, в том числе русский философ II.Я. Данилевский, немецкие философы О. Шпенглер, В. Шубарт, обосновывали идею равенства всех культур. Шпенглер, как извест¬но, критиковал европоцентристское воззрение, согласно которому можно игнорировать историю Китая или считать недостойной вни¬мания культуру майя. Говоря об автономности культур, он подме¬чал, что «эти культуры, живые существа высшего порядка, растут совершенно бесцельно, как цветы на поле». Разумеется, при отсут¬ствии иерархии культур они тем не менее могут заслонять друг друга. «Феномен отдельных культур, следующих друг за другом, вырастающих одна подле другой, соприкасающихся, заслоняющих и подавляющих друг друга, исчерпывает все содержание истории».
Научное изучение культур, религий и цивилизаций других кон¬тинентов имело на Западе длительную и прочную традицию. На протяжении веков Европа знакомилась и осваивала достижения других обществ, в немалой степени находя в них для себя недо¬стающие элементы либо через романтическое бегство от бур¬жуазной повседневности, либо для мистических восхождений на вершины духа. В XIX и XX вв. шло интенсивное знакомство с различными незападными культурами, прежде всего в их «клас¬сическом» виде, изучение священных текстов памятников и т.д. Складываются различные школы общих и региональных восто¬коведческих исследований. Доминирующее значение в этих ис¬следованиях получила сравнительно-историческая компаративис¬тика. В огромном количестве работ по философии, религии, эти¬ке, эстетике, политической культуре, художественной культуре, науке и т.д. В них было содержательно раскрыто своеобразие куь¬туры, специфика достижений сопоставимых обществ в соответ¬ствующих сферах.
Исторически европоцентризм формировался как культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад, является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки.
В качестве конкретных проявлений европоцентризма Гвардини рассматривает крестовые походы и путешествия, приведшие к вели¬ким географическим открытиям, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны. С его точки зрения, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, ис¬кусством представляют собой единственную и безоговорочную цен¬ность.
Со временем экономические, политические и культурные связи средневековой Европы с остальным миром начали резко ослабе¬вать, а важнейшим фактором духовной и политической жизни стало христианство. В этот период Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Однако возвеличивание Запада прослеживает¬ся в европейском сознании на протяжении столетий. Предполагалось, что западная культура некогда вобрала в себя все ценное, что мог дать Восток. Более того, сложилась гипотеза о том, что кочевые индоевропейские народы на заре истории втор¬глись из Центральной Азии в Китай, Индию и на Запад. Встреча разных культур и породила будто бы европейскую цивилизацию, обогащенную контактом различных религий.

1. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский ; Предисл. А. Н. Леонтьева; Коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова; Общ. ред. В. В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.- 573 с.
2. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. пособ.- М.: Гардарики, 2001.- 336 с.
3. Ерасов Б.С. Социальная Культурология: Пособ. для студентов высш. учеб. заведений.- 2-е изд. , исправ. и допол.- М.: Аспект Пресс, 1996.-591 с.
4. История мировой культуры (мировых цивилизаций).- 2-е изд., допол. и перер.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544 с.
5. Моисеев Н. Информационное общество: Возможности и реальность // Политические исследования. - 1993. - № 3.- С. 13.
6. Флак У. Похитители культуры? Над миром витает призрак «американизации» / Уинфред Флак // День.- 2002.- №46.- С. 4.

Список рефератов по предмету культурология