(Нет отзывов)
9 страниц
2019-06-28

Крещение Руси в момент исторического выбора.

В наличии
549 ₽

Введение

В истории России можно выделить несколько периодов, резко отличающихся своим социокультурным своеобразием. Ещё Н.А. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) выделил «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию императорскую и, наконец, новую советскую Россию». К этому списку можно добавить дохристианскую Россию, а также Россию новейшего времени. Несомненно, каждый период резко отличается от предыдущего и последующего своим социокультурным своеобразием и внутренним единством [3]. Переход же от одного периода к другому сопровождался «ломкой» системы, революционной сменой культурно-исторической парадигмы. В истории русской культуры таких ломок было восемь: 1) Крещение Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и утверждение русского само¬державия: 4) религиозный Раскол и начало Петровских реформ: 5) осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права); 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» сталинский Термидор (начало советского тоталитаризма); 8) Август 1991 г. крушение тоталитарного режима и начало либеальных реформ [3].
Так как, по существу, история русской (древнерусской) культуры только на¬чалась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой от¬счета национального культурно-исторического развития России [3], то становится очевидным стремление многих историков и культурологов понять причины и характер происходивших в те времена резких смен социокультурных пара¬дигм.

Глава 1. Древняя Русь до Крещения

Наибольшей популярностью в научной литературе пользу¬ется периодизация древнейшей славянской истории, предложен¬ная известным исследователем Б. В. Торнунгом. В ней выделя¬ются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (VШ тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец Ш начало П тысячелетия до н. а.); 3) праславяне (XV в. до н. э. VII в. н. э.) [1].
Конец праславянского периода, т. е. VVII вв., называет¬ся периодом великого переселения народов (начавшегося еще в IV в.) [1]. Оно проходи¬ло на огромных пространствах - от Балкан и до бассейна Волги, от Прибалтики и до Северного Кавказа [8]. По мере расширения миграционных процессов у славян происходило разложение племенного строя. В результате дроб¬ления и смешивания племен складывались новые общности, носившие чисто территориально-политический характер. Осо¬бенности ландшафта, где обитали племена, определяли их названия. Например, поляне живущие в поле, древляне живущие в лесах. В целом, русская народность образовалась на территории, заселен¬ной в древности племенами вятичей, полян, кривичей, ради¬мичей, словен, северян и др. Но в ее образовании также участвовали и неславянские племена (весь, голядь, меря, мурома), посте¬пенно обрусевшие и воспринявшие русский язык. В дальнейшем первобытно-общинные отношения родоплеменного строя постепенно стали заменяться феодальными, которые продолжались вплоть до XVIII века. [8].
Одной из важнейших предпосылок исторического религиоз¬ного выбора Древней Руси является ее геополитическое положе¬ние, и, прежде всего, ее нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций, оказавшемуся плодотворным для духовной жизни и культуры русского народа. Вместе с тем это обстоятельство неоднократно создавало критические момен¬ты в истории, мучительную проблему выбора и вполне ре¬альную угрозу раскола нации. [3]. Следует отметить, что Русь всегда имела преимущественную обра¬щенность к бескрайним открытым пространствам юго-востока. Во-первых, максимальная военная угроза для Древней Руси исходила именно оттуда от постоянно нападавших диких кочевников и поэ¬тому установление «контроля над степью» было для Руси глав¬ной национальной задачей, от решения которой зависела ее судьба как государства и нации. Во-вторых, именно на Юг и Восток еще с праславянских времен указывал вектор идейных, торгово-экономических, а позднее и внешне¬политических инте¬ресов восточнославянских племен [3].
В основании религии славяно-русов, как и других арий¬ских народов, лежала природа с ее явлениями, т. е. язычест¬во было своего рода формой освоения человеком природы [1]. У древних славян сформировался культ земли, Солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с про¬изводственной деятельностью земледельца. Впоследствии социальное усложнение общества спо¬собствовало и возникновению разных уровней богов. Сравнительно поздний культ Перуна стоял наравне со сложившимися в разное время и имевшими разное про¬исхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков - Род и Рожаницы, бог скота Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла Берегини, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного бога, что связано с на¬метившимся развитием религиозных представлений в сторону монотеизма [6].
Восточнославянское язычество, разумеется, нельзя сравнивать с античностью по степени развитости, но по функции первоначально организующего этапа структурирования культуры такое сравнение вполне уместно. Отмечая важность первого этапа развития отечественной цивилизации, не стоит, однако, идеализировать, романтизировать, преувеличивать его роли. При сравнительной развитости материальной стороны культуры духовная ее сторона еще не пробудилась в своей потенциальной возможности. Поэтому христианизация Руси, ставшая вторым этапом ее развития, была важнейшим типологически обраующим фактором прежде всего в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности отечественной культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества [2; 5].
Несправедливо было бы утверждать, что Русь познакомилась с христианством во времена Владимира. Существуют свидетельства, что христианство на Руси имело свои корни и до знаменитого крещения. Киевская Русь жила не изолированно. Ее население вступало в контакт с окружающим миром, в том числе и с Византией в процессе торговли или завоевательных походов [5; 9]. Во-первых, православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в I в н. э., который после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа отправился проповедовать Его учение в Византию, а затем «прошёл Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева даже до Великого Новгорода...» [5]. Во-вторых, по свидетельству митрополита Макария [4], первыми из русских приняли крещение князья Аскольд и Дир. После принятия ими православия они управляли Киевом около пятнадцати лет. В этот период под их покровительством христианство могло распространиться и утвердиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева. По сви¬детельству Ибн-Хордадбеха, относящемуся к 840-м го¬дам, русские купцы, приезжавшие на восток, считали себя христианами. В X в. в городах, по крайней мере в Киеве, уже существовали христианские церкви (церковь Ильи упоминается в договоре 944 г.), которые стали здесь соперниками языческих святилищ. О существова¬нии соперничества между язычеством и христианством говорит и тот факт, что княгиня Ольга, вдова князя Иго¬ря, став после смерти мужа во главе государства, при¬няла крещение, а ее сын, унаследовавший киевский пре¬стол, отказался покинуть традиционное язычество. Однако христианство не вошло еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространялось лишь на некоторых пред¬ставителей высшей знат и купечества [2; 6].
Таким образом, проникновение православия в языческую Русь началось гораздо раньше, чем 988г. Однако перед историками всегда стоял вопрос: почему же Владимир выбрал именно православие?
Глава 2. Выбор религии. Крещение Руси

Существуют две версии, объясняющие принятие христианства Русью: светская (научная) и богословская (церковная) [5].
Светская, научная интерпретация этого значительнейшего события в Русской истории связана с истолкованием социальных процессов, происходивших на Руси в X веке. К середине X века Ки¬евская Русь была разделена на отдельные княжества, однако обладала высоким уровнем развития духовной и материальной культуры, ремесла и торговли, военного дела и т. д.[5]. Придя к власти, Владимир стремился объединить все земли русские в еди¬ное государство. Однако упрочению централизованных начал препятствовали различные факторы: антикиевские настроения местных княжеских династий, постоянная угроза внешних нашествий, сложность отношений с соседней Византией и другими христианскими странами Европы, соперничество с Новгородом и др [1].

Введение...........................3
Глава 1. Древняя Русь до Крещения...........................3
Глава 2. Выбор религии. Крещение Руси...............................6
Заключение.......................9
Список литературы ...............10

Список литературы:

1. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. 576 с.
2. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: ТЕРРА, 1992. Т.1.- 686 с.
3. Кондаков И. В.Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997.-687 с.
4. Митрополит Макарий. История Русской церкви. М.: ТЕРРА, 1996. Т. 1. 498 с.
5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций.- М.: Центр, 1999. 240 с.
6. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989.- 719 с
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: ТЕРРА, 1995. 732 с.
8. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
9. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. - М., 1992. 467 с.

Список рефератов по предмету культурология