(Нет отзывов)
70 страниц
2019-06-27

Методическая работа с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников понимания здорового образа жизни

В наличии
3840 ₽

Введение Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Эффективность воспитания и обучения детей зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия. Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» [17.,с.54] В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблема здоровья также интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества” [23., с.74] Важны так же работы Ю.Ф.Змановского по данной проблематике. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье. Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью. Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: - охрана и укрепление здоровья детей; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; - создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - обеспечение физического и психического благополучия[12]. Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ должны быть созданы определённые условия. Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада, встает на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья. Целью данного исследования является исследование методической работы с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Задачами исследования являются: - раскрыть основные цели и задачи учебно-методической работы с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников понимания здорового образа жизни - изучить самообразование и другие виды образования педагогов ДОУ и их роль в формировании у дошкольников понимания здорового образа жизни - изучить особенности методической работы в конкретном ДОУ - сделать выводы, разработать рекомендации по изученному вопросу Предметом исследования является методическая работа с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Объектом исследования являются методики обучения педагогов ДОУ по формированию ценности здорового образа жизни дошкольников. Гипотезой исследования является следующее пложение: методическая работа с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни имеет большое значение и способствует развитию понимания важности здорового образа жизни у дошкольников. Методология исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, а также теоретический обзор литературы по вопросу темы исследования В основу данного исследования положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результатах в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а сложившийся здоровый образ жизни ребенка. Теоретической базой исследования являются труды следующих авторов: Лесгафта П.Ф., Кузнецовой Т.М., Эльконина Д.Б. и др. Значимость данного исследования заключается в возможности применения материалов и результатов исследования в деятельности воспитателей ДОУ и студентов, изучающих педагогику, методику преподавания, детскую психологию, валеологию и др. Работа состоит из введения, 2х глав, заключения, библиографии, рекомендаций и приложений. В теоретической части мы раскрываем основные цели и задачи методической работы с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников понимания здорового образа жизни, изучаем самообразование педагогов ДОУ и его роль в формировании у дошкольников понимания здорового образа жизни. В практической части данной работы приводится опыт конкретного детского сада, рассматривается методическая работа на примере детского сада, сделаны выводы, разработаны рекомендации по изученному вопросу. В заключении подведены итоги данного исследования.

Введение………………………………………………………………….....…3 1. Теоретические основы изучения методической работы с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни………………………………………………………………….…..…...8 1.1. Особенности дошкольного возраста…………………………….….......8 1.2. Методические аспекты работы с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников понимания здорового образа жизни……………….…..….15 1.3. Обучение педагогов ДОУ и его роль в формировании у дошкольников понимания здорового образа жизни……………………………………......32 2. Исследование методической работы с педагогами ДОУ по формированию у дошкольников понимания здорового образа жизни…..38 2.1. Описание работы ДОУ по внедрению основ здорового образа жизни…………………………………………………………………………38 2.2. Результаты анкетирования и методический материал по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ ………..…………………………………………………………………..…..51 Заключение…………………………………………………………….…….62 Библиография………………………………………………………………..65 Приложение……………………………………………………………….…69

1. Внутренняя документация МДОУ 2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 2001. 3. Антонов Ю.Е. и другие. Социальная технология научно-практической школы имени Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник.- М., 2001 4. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М, 2001. 5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.-М.: Академия, 2000.-187с. 6. Бордовская Н.В. Педагогика/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан.-СПб., 2001. 7. Васильева А.И., Бахтурина Л.А.. Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.,2000. 8. Венгер Л. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. М., 2007. 9. Волобуева Л.М.. Миронова В.Я. Работа методиста детского сада с кадрами Спецкурс: Организация работы методиста детского сада. М., 2004. 10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2006. 11. Горбачева Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы - основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие// Классный руководитель.-2002.-№6.-С.55-57 12. Григорович Л.А. Педагогика и психология/Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д..-М., 2006 13. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 2005. 14. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ.:М., 2002 15. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,2009 16. Калшиченко А. Каким быть специалисту по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание. 2003, № 9. 17. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб., 2004 18. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.- М., 2004 19. Киселева Л.С. и другие. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ; 2-е издание, исправленное и дополненное.- М., 2004 20. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Высшее образование.-2-е изд.-М., 2007 21. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2009 22. Кроль В.М. Педагогика. – М., 2008. 23. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для медработников и воспитателей.- М., 2003 24. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень. - М., 2000. 25. Лещшский В.М., Кульневич СВ. Учимся управлять собой и детьми. М., 2005. 26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М.-Воронеж, 2009. 27. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 2007. 28. Мирошникова Л. Творческая гостиная // Дошкольное воспитание. 2000, № 12. 29. Новик Р.Л. Взаимодействие дополнительного образования и внеурочной деятельности// Классный руководитель.-2002.-№6.- С.82-87 30. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1-М., 2003 31. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2009. 32. Поташник ММ., Хомерики О.Г. Структура инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 2004, № 5. 33. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб., 2003 34. Психология и педагогика/Сост. И отв. Ред. А.А.Радугин.-М., 2009 35. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы всероссийского совещания.- М., 2001 36. Развитие познавательных способностей детей, Тихомирова Л.Ф., Екатеринбург, 2003. 37. Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений //Дошкольное воспитание. 2004, №5. 38. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2008. 39. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 2000. 40. Фролова Е.С., Цветкова Е.Э. Познай себя.- Ярославль, 2006 41. Шахомирова А.Я., Синфа Л.Ю. Будь здоров, малыш! Учебно-методическое пособие по формированию у детей дошкольного возраста потребностей в здоровом образе жизни через систему знаний и представлений об организме человека. Управление по делам образования и молодежи.- Рыбинск, 2008 42. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебное пособие/ Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова.-М., 2009 43. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 2005. 44. http://doshvozrast.ru/index.htm 45. http://festival.1september.ru/ 46. http://glamgold.narod.ru/test1.htm

Список дипломных работ по предмету психология