(Нет отзывов)
42 страниц
2019-06-27

Особенности интеллектуального развития детей мигрантов

В наличии
3840 ₽

Введение Актуальность исследования. Сегодня в мире отмечается процесс глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека (политической, экономической, культурной и так далее), который влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия, и что неминуемо наводит к возникновению миграционных потоков разного характера и уровня. Миграционные процессы во второй половины XX в. поистине приобрели глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, разные сферы общественной жизнедеятельности. Сполна правомерно прошлый век назван «эрой миграции». Сегодня уже никто не оспаривает то положение, что миграция стала одним из главных факторов социального превращения и развития во всех регионах мира . Как следствие, резко выросла социально-психологическая напряженность, особенно в сфере межгрупповых, в частности межэтнических отношений. В Российской Федерации, по данным Федеральной миграционной службы на 2008-2009 гг., зарегистрировано 292178 детей в возрасте до 18 годов, в том числе 271755 - вынужденных переселенцев, 20423- беженцев. Из них почти 70 000 (каждый пятый ребенок) - дети из многодетных или неполных семей, значительная часть которых нуждается в разных видах социальной и психологической помощи и поддержки . В социально-психологическом плане почти все мигранты переживают высокий уровень стресса и оказываются в социальной изоляции, поскольку вынужденные приспосабливаться к новым для них формам повседневного существования. Ощущение социального вакуума в большинстве из них усиливается как противоречиями между персональными социальными ожиданиями и той реальностью, в которой они оказываются, так и синдромом «культурного шока», обусловленным негативными последствиями переселения, которые возникают в новом этнокультурной среде. Все это вызывает негативные психологические переживания, ощущения потери, неполноценности и обездоленности, трудности в реализации социальных ролей и трансформации в системе ценностных отношений человека . У 84 процентов детей мигрантов отмечается повышенный уровень личной тревожности, в 56 процентов в наличии недоверия к себе, в 54 - трудности в общении с другими . Все это требует социально-педагогической поддержки процесса адаптации детей мигрантов, коррекции стрессовых форм поведения, общения и деятельности лица в новой среде. Кроме того, семьи мигрантов оказываются в сложной социальной ситуации. С одной стороны, государство не в состоянии эффективно решать их социально-экономические и бытовые проблемы, а из другой - миграционные потоки влекут за собой весьма сложные социально-психологические и педагогические процессы. 72% детей испытывают в новых школах стрессовые расстройства, 67% имеют неадекватную самооценку, которая свидетельствует о социокультурной дезадаптации ребенка . При этом процесс социокультурной дезадаптации в ряде случаев не может быть снят школьным педагогом через поведенческие и языковые барьеры во взаимодействии с ребенком и семьей мигранта в целом, что усиливает и без того тяжелое социально-психологическое состояние лица. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью изучения особенностей интеллектуального развития детей мигрантов с учетом вековых особенностей, с одной стороны, и недостаточностью разработанности практики решения данной проблемы - с другой. Необходимость решения возникшего противоречия определила выбор темы исследования. Цель исследования: обнаружить психологические особенности развития детей мигрантов в старшем дошкольном возрасте. Объектом исследования выступил процесс психологического развития детей мигрантов. Предмет исследования: психологические особенности развития детей мигрантов в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что деть мигрантов старшего дошкольного возраста испытывают затруднение в социальной адаптации и познавательном развитии по сравнению с детьми из семей россиян в условиях детского дошкольного образовательного учреждения. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и поэтапное решение следующих заданий: 1. Рассмотреть понятие и естество миграции. 2. Выучить особенности социальной адаптации детей мигрантов. 3. Проанализировать особенности психологического развития детей мигрантов. 4. Провести эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации и психологического развития детей мигрантов старшего дошкольного возраста. 5. Сформулировать рекомендации по полученным результатам. Методологическая основа: - положение о взаимовлиянии социальной среды и активности человека в процессе развития творческих, социальных и адаптивных способностей лица (Брушлинский а.в., Буева Л.П., Елисеев С.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М, Шадриков В.Н, и др.); - педагогические для психологотипу идеи развития персонального самосознания лица в процессах деятельности, познания, общения (Божович Л.И., Виготский л.с., Леонтьев А.Н., Узнадзе Д.Н., Фельдштейн Д.И. и др.); -системный подход в педагогическом для психологотипу анализе субъектных для субъекта отношений (Асмолов А.Г., Бодалев а.а., Ломов Б.Ф. и др.); - концепции педагогики среды и региональной организации единственной социальнопсихологической и социальнопедагогической помощи детям и подросткам (Власов В.Н., Маслова Н.Ф., Мудрик А.В., Семенов В.Д., Ткаченко А.С. и др.). Теоретическую основу исследования составляют работы, которые изучают процесс миграции и социальной мобильности населения из разных позиций: демографических (Данилова И.А., Зайончковская ж.а., Тарасова Н.В., Хорев ) Д.Б.; политологических (Багдасарян А.В., Бояре Ю.Р., Ионов Бы, В., Мукомель В.И., Ястребова ) А.Ю.; этнологических и этносоциоло-гических (Бромлей Ю.В., Волкова Н.Г., Галкина Е.М., Гузенкова Т.С., Дробижева Л.М., Коростелев а.д., Коротеева В.В., Сусоколов )А.А.. В исследовании примененный комплекс взаимодополняющих методов: - методы теоретического исследования (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и проектирование системы поддержки процесса персональной педагогической для психологотипу адаптации подростков из семьи мигрантов в новой социокультурной среде жизнедеятельности); - методы эмпирического исследования (включенное наблюдение за результатами деятельности и климатом общения детей мигрантов, тестирования самооценки и личной тревожности, анкетирования интересов, позиций, ценностей детей мигрантов); - социальнопедагогический эксперимент по проектированию и реализации программ реабилитации мигрантов в детском дошкольном учреждении; - статистические методы при обработке эмпирических данных исследования. Практическая значимость исследования. Результаты исследования, а также сформулированные рекомендации применимы в практической работе с мигрантами детского возраста в разных психологических службах, детских центрах и педагогических для психологотипу консультациях, в деятельности аппаратов федеральных служб, задействованных в сфере миграционной политики. Материалы исследования существенно обогатят содержимое лекционных и практических психологических занятий по проблемам межкультурного взаимодействия во всех видах учебных заведений, включая курсы повышения квалификации специалистов разных областей.


Введение………………………………………………………….....………3
1. Теоретические основы психологического развития детей мигрантов.8
1.1 Понятие и сущность миграции………………………………………..8
1.2. Особенности социальной адаптации детей мигрантов…………....15
1.3. Особенности психологического развития детей мигрантов………24
Выводы…………………………………………………………………….35


Список использованной литературы…………………………………….37


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Воронеж., 2000.
2. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: \"Творчество\", 2007.
3. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду // Методические советы к программе \"Детство\". Библиотека программы \"Детство\". СПб.: \"ДЕТСТВО-ПРЕСС\", 2002. – С. 47-63.
4. Бакунова И. В. Вероятность личностно-характерологической изменчивости у подростков из семей беженцев и вынужденных переселенцев : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Ставрополь, 2003. - 138 c.
5. Баркан, А.И. О некоторых критериях прогнозирования исхода адаптационного периода у детей, впервые поступивших в организованные коллективы / А.И.Баркан // Педиатрия. - 1981. - № 9. - 20-23.
6. Баронин А.С. Этническая психология. – Киев, 2000.
7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. - Л.: Наука, 1988. - 207 с. П . Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди / Э.Берн. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 480 с.
8. Бига Букари Алассан. Взаимодействие детского сада и семьи как фактор совершенствования подготовки детей 5-6 лет школе. Дисс.канд. пед. наук. СПб., 1993.
9. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович // Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2008. -463 с.
11. Бондарева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). – М.: Изд-во Москов. психол.-социал.ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. – 296 с.
12. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
13. Василюк Ф. Е. Психология переживания. МГУ, 2005.
14. Вершок, А. Познавательная сфера детей афганских беженцев младшего школьного возраста / А.Вершок, О.Е.Хухлаев, О.Шарова // Мигранты из дальнего зарубежья. — Бюллетень. - 2001. - № 6. - 18-30.
15. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 2003.
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: ЭКСМО, 2009.
17. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Под ред. и со вступ. статьей А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. - М.: Изд-во АПН СССР, 1956.-519 с.
18. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Н.Карпова. -М.: Изд-во МГУ, 2008. - 118 с.
19. Голубева, Л.Г. Некоторые вопросы социальной адаптации в раннем детстве / Л.Г.Голубева, А.И.Мыщкис, Р.В.Тонкова-Ямпольская // Педиатрия. - 2007. - № 19. – С. 12-15.
20. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной адаптации / Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П.Садохин. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 352 с.
21. Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2000. - 404 с.
22. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
23. Данные ФМС МВД России. Статистическая форма №2-Т (миграция).
24. Джуринский А. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. А.Джуринский. М.: Сфера, 2007.
25. Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. – М.: Альфа, 2006. – 432 с.
26. Зацепина, М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет / М.Б.Зацепина, Т.С.Комарова. - М.: АРКТИ, 2001. -96 с.
27. Евтух В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. – Киев, 1990. – С. 170–181.
28. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В.Ермолаева. - Москва-Воронеж: МОДЭК, 2002. - 176 с.
29. Зайончковская Ж.А. Миграция вышла из тени//Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2010. № 4 (18).
30. Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.
31. Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. - Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2008. - 159с.
32. Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 119с.
33. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. М.: Мир, 1994. 219 с.
34. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. - М . : Просвещение, 1988. - 189 с.
35. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Автореф. дис... д-ра социол. наук. Новосибирск, 1998.
36. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / В.В.Кочетков. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.
37. Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е., Нелегальная миграция в России: выбор стратегии регулирования // в: \"Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. Под ред. Г. Витковской. МОМ, М., 2002.
38. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 2001.
39. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения / В.Г.Крысько. - М.:Экзамен, 2002. - 448 с.
40. Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е., Ткаченко Н.В. Межнациональные отношения в Москве в контексте миграционной ситуации. М., 2004.
41. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М.Лебедева. - М.: Старый сад, 1998. - 320 с.
42. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.
43. Лисина М.И, Канчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе. М., 1987я книга воспитателя детского сада. Ростов-на-Дону. 2004.
44. Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / В.К.Лотарев, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева. - М.: Просвещение, 1977.-240 с.
45. Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Д.Парыгина. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2003.
46. Можейко А. В. Педагогические условия социальной адаптации детей-мигрантов средствами художественно-творческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02: Тамбов, 2005. - 223 c.
47. Мухина, B.C. Психология дошкольника / В.С.Мухина. - М: Просвеш,ение, 2005. - 239 с.
48. Население России 2009. Восемнадцатый ежегодный демографический доклад. Отв. редактор А.Г. Вишневский. М., 2010.
49. Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология / А.И.Новиков, Н.С.Фрейкман-Хрусталева. - СПб.: Гос. академия культуры, 2005.-153 с.
50. Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста /Под ред. А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина. - М.: Педагогика, 2008. - 136 с
51. Павловец Г.Г. Социально-психологическая адаптация вынужденных эммигрантов. Дисс. ...канд. психол. наук. СПб. 2002.
52. Педагогика межнационального общения. Под ред. Д.И.Латышиной. М.: Гардарики, 2004.
53. Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет // Миграция и информация / Под ред. Зайончковской Ж.М., 2008.
54. Пиаже, Ж. Избр. психологические труды / Ж.Пиаже // Психология интеллекта. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
55. Подпоринова Н. Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Курск, 2005 159 с.
56. Поляков Ю.А. Адаптация и миграция - важные факторы исторического процесса / Ю.А.Поляков // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX вв. - М.: Изд-во Центр ИРИ, 2006. - С . 14-18.
57. Проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации//Материалы международной научно-практической конференции. Тюмень. 7-8 октября 2004 г. Ч. 1. 178 с. 9.
58. Психология и культура. Сборник / Дж. Адамопулос, В.Дж. Лоннер, Г.Триандис и др.; Под ред. Д.Мацумото. - М.: ЗАО Изд. дом «Питер», 2009.-717 с.
59. Психологическая помощь мигрантам. / Под ред. Г.У.Солдатовой. -М.: Смысл, 2002.-480 с.
60. Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10//СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
61. Семенака И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.: АРКТИ, 2006. - 72 с.
62. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – М., 1999.
63. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
64. Слушкина Е.А. Социальная адаптация старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики. Дисс. ...канд. пед. наук. Екатеринбург., 2007.
65. Солдатова Г.У. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов из Афганистана / Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Мигранты из дальнего зарубежья. - Бюллетень. - 2000. - № 2. - 17-22.
66. Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам / Под. ред. Г. У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2009. – 480 с.
67. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г.Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009. - 320 с.
68. Сухарев А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психол. наук. М., Психологический институт РАО, 1999.
69. Тюрюканова Е.В. Трудовая миграция в России//Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2004. № 4 (18).
70. Фадина А. Г. Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста (на примере Астраханского региона) : диссертация... канд. психол. наук : 19.00.13 Астрахань, 2007. - 192 с.
71. Фролова Н. Миграция: судьбы людей и судьба государства. // Волга (Астрахань). - №20 (24133). - 8 февраля 2002 г.
72. Хармз, В.А. Психологическая адаптация эмигрантов / В.А.Хармз. СПб: Речь, 2002.
73. Хотинец В.. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
74. Хохлов А. А. Социальная работа с мигрантами. - М., 2007.
75. Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2009г. Госкомстат России, М., 2010.
76. Чомаева Х. Этнопсихологические особености взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М.: 2005. 20 с.
77. Шайгерова, Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России / Л.А.Шайгерова. -Информационно-аналитический бюллетень. - 2001. - № 2. - 75-85.
78. Шлягина Е. И., Ениколопов Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Методы этнопсихологического исследования. М., 2003. С. 28-54.
79. Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов // Социологические исследования. 2008. №6.
80. Berry, J.W. Psychology of acculturation: Understanding individuals moving between cultures / R.W.Brislin (Ed.) // Applied cross-cultural psychology. 1.., 1990.-P. 232-253.

Список дипломных работ по предмету психология