(Нет отзывов)
38 страниц
2019-08-02

Особенности мышления дошкольников с разным уровнем интеллекта

В наличии
1640 ₽

Введение



Актуальность. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Так как мышление — высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в дошкольном и далее школьном возрасте.
Причём мышление ребёнка старшего дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Боль-шинство теоретиков в области психологии развития согласны в том, что основополагающим фактором, обеспечивающим развитие частных мыслительных способностей является интеллект.
Целью нашей работы является изучение особенностей развития мышления у детей с разным уровнем интеллекта.
Объектом исследования является мышление дошкольников.
Предметом — особенности мышления дошкольников с разным уров-нем интеллекта.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
 провести теоретический анализ основных понятий исследования:
1. показать основные подходы к изучению мышления и осо-бенностей его развития в детском возрасте;
2. раскрыть содержание интеллекта, а так же особенностей развития мышления у детей с разным уровнем интеллекта.
 провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развития некоторых сторон мышления у детей с разным уровнем развития интеллекта.
Гипотеза исследования: существуют отличительные особенности в уровне развития частных сторон мышления у дошкольников с разным уровнем интеллекта (средним, ниже среднего, выше среднего).
В процессе исследования были использованы следующие методики:
 адаптация теста Векслера (WPPSI) для дошкольников;
 методика «Четвёртый лишний» (логическое мышление);
 методика «Сравнение понятий» (операция сравнения);
 методика «Нелепицы» (образное мышление).
Методологической основой исследования выступают общепсихологические принципы организации научного исследования, такие как принцип детерминизма психических свойств, процессов и состояний, принцип формирования психики в деятельности, принцип интериоризации и др. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Ананьев), а так же частные теоретические подходы различных школ по проблеме развития мыслительных функций у детей (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В, Давыдов В.В., Дональдсон М., Пиаже Ж. и др.).
Практическая значимость исследования заключается в выявлении отличительных особенностей мышления у дошкольников с разным уровнем развития интеллекта, что может быть использовано в учебной работе с дошкольниками, направленной на развитие их мыслительных функций, в частности, при подготовке к школьному обучению.
Достоверность результатов и выводов обеспечивается использованием валидного диагностического инструментария, а так же задействованием в процессе обработки результатов методов математической статистики.
Базой исследования являлся детский сад № 37 города Иркутска. Всего в исследовании приняли участие 32 испытуемых в возрасте 6–7 лет, из них 18 человек — мальчики и 14 — девочки.
Структура работы Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и практической), Заключения и Приложения. Работа содержит 3 таблицы и 4 рисунка, список использованной литературы содержит 40 источников.


Введение 3 Глава I. Теоретические изучения мышления у детей дошкольного возраста 6 1.1. Общее представление о мышлении как о психическом процессе 6 1.2. Характеристика понятия интеллекта 13 1.3. Особенности мышления детей дошкольного возраста 18 Глава II. Изучение мышления у детей 6–7 лет с разным уровнем интеллекта 23 2.1. База, этапы и методики диагностического исследования 23 2.2. Анализ результатов исследования 28 Заключение 33 Список использованной литературы 35 Приложение 38


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1998.
2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — c. 111­-131.
3. Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. Практикум по возрастной и пе¬дагогической психологии. — М.: 1997.
4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание — М.: 1986.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1988.
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. — М., 1994
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1988.
9. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — с. 73–78.
10. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова — М., 1989.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т., т. 2. — М.: Педагогика, 1982.
12. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М. Знание, 1991.
13. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. — Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.
14. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1985.
15. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теорети-ческие основы. — Саратов, 1990.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М., 1986.
18. Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996.
19. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Учебное пособие. — Минск, 1997.
20. Климов Е.А. Общая психология. — М., Юнити-Дана, 1999.
21. Кон И.С. Открытие «Я». — М.: 1988.
22. Крайг. Психология развития. — Питер, 2000.
23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М. Педагогика, 1981.
24. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. — 1998. — № 3. — с. 84.
25. Люблинская А.А. Детская психология. — М.: 1991.
26. Маклаков А.Г. Общая психология. — Питер, 2003.
27. Матюшкин А.М. Психология мышления. — М., 1985.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997.
29. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
30. Одаренные дети. Пер. с англ./ общ. ред. Г.Д. Бурменской и В.М. Слуцкого — М., Прогресс, 1991.
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М.: 1998.
32. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2001.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1996.
34. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: ЛГУ, 1990.
35. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.
36. Фелъдштейн Д. И. Психология взросления. — М., 1999.
37. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: изд-во том. ун-та, — М.: Барс, 1997.
38. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип диффе-ренциации. — М., 1997.
39. Шибутани Т. Социальная психология. Перевод с английского В.Б. Ольшанского. — Ростов на Дону: «Феникс», 1999.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

Список курсовых работ по предмету психология