(Нет отзывов)
28 страниц
2019-06-04

Влияние компьютерных игр на психику детей дошкольного возраста

В наличии
1640 ₽

1.1. Концепции влияния чтения на психику человека в работах философов, психологов и литературоведов
Вопрос о том, как чтение воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при про-чтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследо-вателей с древних времен по настоящее время. Философы, психологи, лите-ратуроведы разрабатывали собственные концепции и теории на эту тему.
Впервые Аристотель обратил внимание на своеобразие переживаний при восприятии трагедии и назвал его словом «катарсис». Он не дал доста-точно ясного определения этого термина, поэтому существует много различ-ных его толкований. Наиболее полно отвечает тексту аристотелевской поэти-ки понимание катарсиса как очищения и просветления чувств. Если обобще-ние чувств и очищение их от всего мелкого и случайного бывает при чтении любого художественного произведения, то переживание эмоционального подъема и просветление чувств возникает только при чтении таких, в кото-рых писателем утверждается гуманный, прогрессивный идеал. Человек – не только мыслительный аппарат. Восприятие трагедии, по Аристотелю, есть процесс «очищения аффектов». Без привлечения понятий «эмоции», «ценно-сти», «личный смысл» невозможно уяснить суть механизмов понимания ли-тературно-художественных произведений. Логика восприятия произведения – это логика особой реальности искусства, и она должна изучаться в рамках художественной деятельности, а не просто линейного процесса переработки информации .
В девятнадцатом веке Кант определил своеобразие переживаний ис-кусства не совсем удачной формулой – «незаинтересованное созерцание». Она послужила поводом для неокантианцев к отрицанию личностного харак-тера эстетических переживаний. Позже Баллоу вновь возвращает этим пере-живаниям их личностный характер. Он их понимает как «отфильтрованные» личностные реакции, подчеркивая этим термином их от всего мелко житей-ского и случайного.
В нашей стране долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос влияния чтения на личность и под ка-тарсисом подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Определений своеобразия этих чувств у него несколько, и не-которые из них противоположны друг другу. Такое понимание своеобразия чувств, вызываемых художественной литературой (катарсиса), в сущности сводит ее воздействие только к упражнению в эмоциях, так как конечный эффект чтения произведения – это уничтожение вызванных по ходу чтения противоположных эмоций. Следовательно, никакого эмоционального следа в читателе произведение не оставляет. Несоответствие вышеприведенного оп-ределения читательских чувств опыту читателя объясняется тем, что Л. С. Выготский выводил их особенности из анализа произведений, не обращаясь


Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Влияние чтения на психику детей дошкольного возраста……5
1.1. Концепции влияния чтения на психику человека в работах фило-софов, психологов и литературоведов…………………………………………..5
1.2. Особенности воздействия чтения на психику дошкольника……….9
1.3. Изучение предпочтений дошкольников в тематике книг…………13
Глава 2. Влияние компьютерных игр на психику детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
2.1. Влияние игр на психику дошкольников……………………………14
2.2. Негативное влияние компьютерных игр: личностные деформации дошкольника……………………………………………………………………..16
2.3. Положительное влияние компьютерных игр на психику дошколь-ников……………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27


1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991
2. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет // Пси-хологический журнал, 2002,– №1
3. Выготский Л.С. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.– №6, 1966.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения де-тей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
5. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996.
6. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
7. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128.
8. Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
9. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
10. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности. Дисс. канд. психол. наук.– М., 1998.
11. Маркова В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребен-ка.//Дошкольное воспитание. - 2009. №6. -С.62-69.
12. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.
13. Новоселова С.Л., Петку Г.П.. Компьютерный мир дошкольника.–М., 2007.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
15. Понаморев В.Т., Энциклопедия безопасности. – Д: Сталкер, 1997. - с. 45-46.
16. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя. // Основы социально-генетической психологии М.– Воронеж, 2006.
17. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические кор-реляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ.– Сер. 14. Психология. 2001.– № 3.
18. Шапкин А.С. «Компьютерная игра: новая область психологических ис-следований» //Психологический журнал 2004, №1.
19. Шерстнева О.Е. Негативное влияние компьютерных игр: личностные деформации дошкольника // Психология. Пермь. – 2008. - №16. с 40-41.
20. Шлимович Б. Компьютер и дети // «Наука и жизнь». - 1998, №11.

Список курсовых работ по предмету психология