(Нет отзывов)
34 страниц
2019-05-06

Профилактика сиротства.

В наличии
1640 ₽

2.1. Основные пути решения проблемы социального сиротства

Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. В течение 70-ти лет существования советского государства ответственность на себя за все основные проблемы брало на себя государство, освобождая тем самым граждан от ответственности. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер.
Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных "игроков":
1. Государство должно более адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные и надлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость. (Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например - Германия, которая отменила государственные пенсии переложив таким образом проблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).
2. Само общество в целом, должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самих себя, за свое будущее, за своих детей.
Решение проблемы социального сиротства представляется возможным только при комплексном содействии государства и всех общественных организаций. Выделяются два пути решения: профилактический и коррекционный, с помощью которых можно частично решить данную проблему.
Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществ здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений. Профилактика сиротства сегодня - решение комплексных проблем.
Разрабатывая программы предотвращения и сокращения социального сиротства, социальные службы строят свою работу комплексно, по трем уровням вмешательства и влияния на ситуацию: первичному, вторичному и третичному. Первичные, превентивные меры нацелены на основную популяцию; вторичные направлены на тех, кто рассматривается как группа риска, чтобы устранить или сузить сферу действия проблемы в данном случае (жестокого обращения с детьми, детской заброшенности, отказа от ребенка); третичные предназначены для той части населения, где разрыв уже произошел, и необходимо возвратить ребенка в семью. [1; 97]
По заказу Министерства образования России разработана концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:
разработана целостная программа государственной и общественной поддержки современной семьи, направленная на преодоление социального сиротства;
гарантировано семейное воспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
созданы лучшие условия для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях;
обеспечено разукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численность школ-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу;
внедрены новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, включенных в систему работы с детьм-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных условий их развития и социализации.
В настоящее время предпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства. В частности, по инициативе и при непосредственном участии Министерства образования разработан и передан в Государственную Думу проект «Закона о минимальных стандартах в деятельности органов опеки и попечительства», в котором на принципиально новых основаниях решаются задачи по выявлению семей и детей, нуждающихся в поддержке, их социальной защите, а также реализации права ребенка на семью.
Таким образом, в настоящее время можно выделить три группы задач, стоящих перед системой образования, решение которых позволит существенно улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
социальная помощь и поддержка престижа семьи;
развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Другим наиболее сложным путем сокращения социального сиротства становится коррекционный путь. Он опирается на имеющийся опыт, поддержку инициатив, постепенное наращивание масштаба вплоть до выхода на разработку региональных моделей системного решения проблемы сиротства. Коррекционный метод решения социального сиротства основывается на двух уровнях вмешательства. Первый уровень вмешательства включает в себя изменения, направленные на предотвращение «фоновых» воздействий, влияющих на семью; широкий комплекс мероприятий - устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и молодым семьям - базисные условия, весьма существенные для предупреждения социального сиротства; создание сети яслей и детских садов; отпуска по болезни ребенка; бесплатное питание в школах; организация каникул и свободного времени детей; поддержка и осуществление на всех уровнях мер по социальному, психологическому или финансовому обеспечению всех семей, имеющих детей. Второй уровень предотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы в семьях относящихся к группе повышенного риска.
Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
усыновление;
опека;
приемная семья; детский дом семейного типа,
учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Эти формы закреплены в семейном кодексе, но существуют и другие, которые также входят в круг исследуемых вопросов: патронатное устройство, детские деревни SOS, семейные пансионы, различные формы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот. В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье.
Новой для России формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Данная система предусматривает создание в России института профессиональных воспитателей, замещающих семей на определенное время.
Общественность России разрабатывают подробные программы решения проблемы социального сиротства. Появился ряд целевых программ как региональных, так и федеральных.

Содержание


Введение 3
1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления 6
1.1. Причины появления сирот 6
1.2. Проблемы детей сирот 8
1.3. Социальные проблемы детей-сирот в современном российском обществе 11
2. Профилактика сиротства в современной России 14
2.1. Основные пути решения проблемы социального сиротства 14
2.2. Профилактические мероприятия по снижению числа сирот 19
2.2.1. Патронатные семьи 19
2.2.2. Профилактические меры по предотвращению отказа от материнства 22
2.2.3. Профилактические меры по снижению сиротства на уровне государства 28
Заключение 33
Список литературы: 36












Введение

Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.
Сиротство это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель» [1].
Социально-экономические и нравственные процессы в обществе, происходящие в XX веке во многих странах мира обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. «Социальный сирота это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем» [2].
Около 700 тыс. официально признанных по статистике детей-сирот и около трех млн. беспризорных детей (по экспертным оценкам) поставили проблему социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем [4]. Фактически общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. Оно ставит перед психологией, педагогикой и медициной как социально ориентированными системными науками острые социальные запросы.
Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.
Появилось новое направление в психиатрии социальная психиатрия сиротства. Россия приняла международную классификацию болезней, в которую в качестве медицинского диагноза включены расстройства привязанности. Психиатры и клинические психологи активно исследуют факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот. Тезаурус научных исследований пополняется новыми понятиями (например, «синдром сиротства»).
Традиционная, наиболее распространенная в бывшем Советском Союзе и современной России модель воспитания детей-сирот детский дом признана неадекватной потребностям развития ребенка большинством зарубежных и отечественных исследователей.
Конечно, экономический кризис в стране является одним из важнейших источников проблемы сиротства. Она возникала в эпоху экономических кризисов и в Америке, и в Европе. Увеличение пособий малоимущим семьям во многом способствовало ее разрешению. Напомним, что пособие на ребенка в России, независимо от доходов семьи, составляет 90 рублей в месяц (меньше трех долларов США), в то время как на содержание ребенка в детском доме затрачивается в десятки раз больше (около 3-5 тысяч рублей). Увеличить пособие на детей в малоимущих семьях один из самых простых и очевидных путей борьбы с сиротством. Однако в задачи данной монографии не входил подробный анализ экономических аспектов проблемы, так как ее авторы психологи и специалист по организации социальной работы. Мы можем лишь сослаться на опыт западных стран, которые апробировали многие из рассмотренных нами конкретных методов решения проблемы сиротства и сочли их не только соответствующими гуманистическим и моральным нормам, но и целесообразными в экономическом плане.
Нельзя не указать на катастрофический рост потребления алкоголя в последние десятилетия в нашей стране как на важнейший фактор деградации и распада семей, а также высокой смертности мужского населения России, Отмечается рост женского алкоголизма. Проблема алкоголизации родителей это проблема фактически каждой неблагополучной семьи. Пока общество не обратит внимание на эту ситуацию и не примет срочных мер по ее изменению, вряд ли стоит ожидать и существенных сдвигов в решении проблемы сиротства.
Однако простых путей решения проблемы сиротства не существует. Уже из перечисления групп детей и семей, имеющих к ней отношение, видно, сколь сложна и многогранна должна быть система мер, направленная на профилактику сиротства, жизнеустройство детей-сирот, преодоление последствий сиротства.
Таким образом, первый магистральный путь решения проблемы сиротства это поддержка, развитие, распространение позитивного российского опыта решения проблем детей-сирот и детей группы риска.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы сиротства в современной России и определить профилактические пути роста сиротства.
















1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления
1.1. Причины появления сирот

Сиротство как социальное явление существует столько же, столько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Наиболее актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные социальные трансформации, в том числе и для России. Сиротство является неизбежным спутником военных конфликтов, радикальных реформ и революций.
Проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем».
Сиротство в нашей стране имеет давнюю историю, и оно связано с периодом формирования феодального государства. С тех пор государственные указы касались институциональной формы обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в теоретических исследованиях широко используюся два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - это явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Скрытые социальные сироты это дети, имеющие родителей, которые в силу ряда причин не занимаются их воспитанием. Это приводит к тому, что большая часть данных детей попадают в асоциальную группу.[4; 56]
Социальное сиротство является одной из ключевых социальных проблем современного российского общества. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
По статистическим данным количество детей-сирот составляет в России на начало 2006 года 800 тысяч детей, из них социальными сиротами являются 90%. В Республике Башкортостан количество детей-сирот составляет 18 тысяч, социальными сиротами являются также 90%.
Феномен социального сиротства связывается с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы, образуют круг причин, появления социальных сирот:
социальная дезорганизация семей;
материальные и жилищные трудности родителей;
нездоровые отношения между родителями;
слабость нравственных устоев;
негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). [6; 89]





1.2. Проблемы детей сирот

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
−умерли;
−лишены родительских прав;
−ограничены в родительских правах;
−признаны безвестно отсутствующими;
−недееспособны (ограниченно дееспособными);
−отбывают наказание в исправительных колониях;
−обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
−уклоняются от воспитания детей;
−отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений,
куда ребенок помещен временно.
Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

1. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 2004.
2. Васильев А.Ю. Причины, факторы социального сиротства и предполагаемые пути его решения/ А.Ю. Васильев //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XXXIII. М.: «Прометей», 2005. - С. 283-287.
3. Васильев А.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе/ А.Ю. Васильев/. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. 20 с.
4. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Иванова Н.П.-М.:АПО, 2006.
5. Грибанова Г.В. Нарушение формирования привязанности у детей-сирот в раннем возрасте. - Дефектология, 2006.
6. Карл Е. Пикхарт. Руководство для одиноких родителей. - М.,2004
7. Лиханов А. Дети без родителей: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006
8. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Ред.-сост. Мухина В.С. -М, 2001.
9. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М., 2001.
10. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов/Под, ред. Л.И. Смагиной. - Минск, 2005
11. Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2004.
12. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. -М., 2005.

Список курсовых работ по предмету социология