(Нет отзывов)
16 страниц
2019-08-30

Программа социологического исследования. Курсовая работа

В наличии
1640 ₽

Введение Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование. Теории общественного мнения - достаточно широкая совокупность концепций, взглядов философов, политологов, социологов, в которых предпринимаются попытки рассмотреть природу, роль и значение в обществе оценочных суждений групп людей относительно проблем, событий и фактов действительности. 1. Теоретическая подготовка исследовательской программы В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями. Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю; 2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т. д.; 3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал); 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

Введение 3
1. Теоретическая подготовка исследовательской программы 4
2. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 8
3. Способы анализа и интерпретации, данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций 13
Заключение 15
Список литературы 16

1. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 1998.
2. Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -Ì., 1974.
3. Горшков М.К.., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М., Политиздат, 1990.
4. Здравомыслов А. Г. Методология и процедуры социологических исследований. - Ì., 1969.
5. Маркович Д. Ж. Общая социология: Учебник. — М.: ВЛАДОС, 1998.
6. Мацковский М. С., Ермакова О. В. Методические вопросы переработки социологической информации // Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации. - Ì., 1977.
7. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - Ì., 1975.
8. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - Ì., 1978.
9. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Измерение в социологии. - Ì., 1980.
10. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. -Киев, 1982., Рабочая книга социолога. - Ì., 1983.
11. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — М.: Центр, 1999.
12. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Ì., 1972.

Список курсовых работ по предмету социология