(Нет отзывов)
31 страниц
2019-06-02

Семья как объект социальной работы

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу . В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика. Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье. Практика показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям. Общепризнанной системой такой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, является организация социальной работы в рамках всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам. В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни. Предметом исследования является социальная работа с семьей. Объект исследования – социальная работа с современной семьей. Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с семьей. Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1. Проанализировать тенденции изменения института семьи в современном обществе. 2. Рассмотреть семью как объект социальной работы. 3. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с семьей. Структура роботы: робота состоит из введения, основной части, списка литературы. 1.1. Понятие семьи в современном обществе

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении ее инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности. Проблемы молодой семьи необходимо рассматривать с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества.
В разделе Закона «Основные направления государственной молодежной политики в РФ», опубликованном в «Российской газете»1 дано определение «молодой семьи»: «Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста».
По своей структуре современная семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи, в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.
Оценка состояния современной российской молодой семьи со стороны научно-исследовательских и организационно-управленческих кругов, самочувствие молодой семьи и ее членов выдвигают в настоящее время на первый план проблемы бедности и малообеспеченности, экономических ограничений жизнедеятельности. Помощь в этой сфере занимает также львиную долю усилий в деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания .
Ранний возраст вступления в брак, как правило, связан с материальной необеспеченностью молодоженов, отсутствием собственного жилья и в результате – с зависимостью от родителей. Появление ребенка в семье совпадает по времени с периодом учебы, профессионального самоопределения молодых мужей и жен. Это значит, что и в вопросах ухода за маленьким ребенком супруги рассчитывают на помощь старшего поколения.


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1. Понятие семьи в современном обществе 5
1.2. Проблема неполных семей в современном обществе 7
1.3.Тенденции изменения института семьи в современном обществе 8
2. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 12
2.1 Социальная работа с семьей 12
2.2 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей 17
2.3. Правовые нормы семейно-брачных отношений 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30


1. Семейный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)//Система «Консультант»
2. Конвенция о правах ребенка (в СССР) 15.09.1990//Система «Консультант»
3. Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления. / Антонов А.И., Борисов В.А. - М.: МаРТ, 2003.- 32 с.
4. Антонов А.И. Социология семьи./ А.И.Антонов, В.М.Медков - М.: Изд. МГУ, Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, «Братья Карич», 2006.- 125 с.
5. Антонов А.И. Судьба семьи в России ХХI века./ А.И.Антонов, С.А.Сорокин - М.: Грааль, 2000. - 98 с.
6. Белоконь О.В. Здоровье и благополучие в России: анализ экспертных оценок и компьютерных самооценок населения // Нетрудоспособное население в переходный период (социально-экономические проблемы). Демография и социология./ О.В.Белоконь Л.А., Дартау - М.: Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН, 2003.- 54 с.
7. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе/ В.Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьника, 2004. - № 2. - 32 с.
8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова - М: Академия, 2000.- 125 с.
9. Вопросы функционирования семьи: Проблемы семьи / Под ред. Э. Тийт. - Тарту: изд-во ТГУ, 2003. - 12 с.
10. Вульфов Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие./ Б.З.Вульфов, В.Д. Семенов - М.: Прогресс, 2004. - 28 с.
11. Гурко Т.А. Социально-экономические изменения в России и формирование семьи / Т.А. Гурко // Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. - М.: Эсмо, 2006. - 31 с.
12. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей./ В.Н. Гуров - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 320 с.
13. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей./ В.Н. Гуров - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 192 с.
14. Зритенева Е.И. О социальной работе с семьей группы «риска». Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки./ Е.И. Зритенева -Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.- 136 с.
15. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России / Ю.В. Лапшин // Актуальные проблемы современного детства. - М.: Юрист, 2005. - 36 с.
16. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы./ М.С.Мацковский - М.: Эсмо, 2003. - 54 с.
17. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Издательство: Айрис-Пресс, 2006.- 144 с.
18. Плаксунова Т.А. Принципы государственной политики социальной защиты семьи в условиях рыночной экономики./ Т.А. Плаксунова – СПб.: Питер, 2003. – 348с.
19. Родионова Г.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях./ Г.М. Родионова // Работник социальной службы, 2003. - №2. - 24 с.
20. Российская энциклопедия социальной работы. - М.: Психология, 2002. 458 с.
21. Рыбакова Н. А. Деловая игра «Как создать социально-педагогическую систему самореализации»/ Н. А. Рыбакова // Российский журнал социальной работы. - 2002. - № 1. – С.25.
22. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени./ П.А. Сорокин - М.: Наука, 2002. - 23 с.
23. Социальная работа // под ред. Курбатова В.И., Ростов на Дону: Феникс, 2003.- 154 с.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум./ Л.Д. Столяренко - Ростов на/Дону: «Феникс», 2000. - 239 с.

Список курсовых работ по предмету социология