(Нет отзывов)
24 страниц
2019-07-29

Правоохранительные органы в механизме современного государства

В наличии
1640 ₽

2. Назначение правоохранительных органов
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение про¬блем, связанны с обеспечением нормального функционирова¬ния экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйствен¬ных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддер¬жание обороноспособности и охрана государственной безопас¬ности страны, а также многие другие функции таково со¬держание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и сво¬бод человека, охране прав и законных интересов государствен¬ных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти за¬дачи предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государ¬ства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие кон¬ституционные предписания требуют, чтобы все государствен¬ные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно до¬биваться выполнения государственными органами возложен¬ных на них полномочий, всемерно содействовать им.
Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на ре¬шении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борь¬бы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи решение текущих и перспек¬тивных вопросов хозяйственного строительства, культуры, на¬уки, образования, обороноспособности и государственной без¬опасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране право¬порядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.
Обеспечением правопорядка и законности специально зани¬мается значительно меньший круг органов, те, которые сущес¬твуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать правоохранительными органами.
Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков.
Один из них проявляется в том, что такая деятельность мо¬жет осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято от¬носить меры государственного принуждения и взыскания, рег¬ламентируемые законами. Например, если совершено преступ¬ление, то может быть назначено наказание, установленное уго¬ловным законодательством, или иная мера воздействия, допус¬каемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влеку¬щий уголовной ответственности, то может быть возложена обя¬занность возместить этот ущерб; если по заключенному догово¬ру не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении како¬го-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял авто¬машиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных дей¬ствий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.
Вторым существенным признаком правоохранительной дея¬тельности является то, что применяемые в ходе ее осуществле¬ния юридические меры воздействия должны строго соответ¬ствовать предписаниям закона или иного правового акта. Толь¬ко они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, приме¬няющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять со¬ответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частнос¬ти, штраф в размере от одной десятой до половины минималь¬ной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.
В-третьих, характерным для правоохранительной деятель¬ности является и то, что она реализуется в установленном за¬коном порядке, с соблюдением определенных процедр. К при¬меру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, осво¬бождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разби¬рательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обес¬печением тайны совещания и соблюдением других процедур¬ных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответству¬ющим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всяком слу¬чае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавли¬ваемые законом конкретные правила, подлежащие обязатель¬ному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой при¬знание решения незаконным и недействительным.
Наконец, существенным признаком правоохранительной де¬ятельности считается то, что ее реализация возлагается пре¬жде всего на специально уполномоченные государственные ор¬ганы, комплектуемые соответствующим образом подготовлен¬ными служащими по большей части юристами, а также спе¬циалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких го¬сударственных органов детально и всесторонне регламентиру¬ются в законодательном порядке, в том числе путем установле¬ния особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, за¬конности и справедливости принимаемых названными органа¬ми решений о применении юридических мер воздействия, на¬правленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Содержание
Введение 3
1. Понятие и признаки механизма государства 5
2. Назначение правоохранительных органов 11
3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства 17
Заключение 21
Список использованной литературы 25



Введение
Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности .
Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах и формах реализации функций, а следовательно, выделяются в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.
Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации .
В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. В этом состоит актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы определить место, которое знимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» , Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. , Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» , различные нормативно-правовые акты.

1. Понятие и признаки механизма государства
Государство это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий механизм государства, его аппарат.
С точки зрения науки теории государства и права государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. В этом определении можно выделить следующие ключевые моменты:
Государство это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно является организацией политической власти.
Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами. Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково олжно быть социальное назначение государства.
Власть это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения.
Государство есть организация политической власти определенного общества.
Таким образом, государство продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многообразных причин, прежде всего связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства людей. Речь идет о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества .
К общим признакам государства относится, в частности, наличие публичной власти.
Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета. Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу. Распространение государственной власти только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет его деение на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.
Государственный суверенитет представляет собой независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженную в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Государственный суверенитет имеет две стороны. Это внутренняя сторона исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории. И внешняя сторона - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.
Существует аппарат принуждения. Этот аппарат состоит из армии, органов безопасности и общественного порядка, судов, прокуратуры, тюрем, мест заключения. Больше не существует ни одной другой организации, которая имела бы право содержать такой аппарат принуждения.
Доходы, получаемые в виде налогов, идут на содержание армии, полиции, государственного аппарата, а также для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
Все перечисленные признаки государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная, публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение, по нашему мнению, включаться не должны . Так, тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство, поглощающее гражданское общество. Такое всеобъемлющее управление осуществимо, как правило, только при диктатуре, основанной на структурной нерасчененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности и так далее .
Перечислим особые свойства государственной власти:
Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
1. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
2. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Уголовно-процессуальный кодекс.
4. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности». СЗ РФ от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269.
5. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. СЗ РФ от 18 августа 2003 г. № 33 ст. 3254.
6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». СЗ РФ от 15 марта 2004 г. № 11 ст. 945.
7. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации». СЗ РФ от 12 июля 2004 г. № 28 ст. 2883.
8. Ильин И.А. Наши задачи, историческая судьба и будущее России. М., 1992.
9. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2002.
10. Парламентское право России. Курс лекций под общ. ред. О.Н. Булакова. М., 2007.
11. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.
12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 2002.
13. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.
14. Теория государства и права. Под ред. А.Б. Венгерова. М., 2001.

Список курсовых работ по предмету теория государства и права