(Нет отзывов)
25 страниц
2019-07-12

Роль формальных и неформальных структур в организационном поведении

В наличии
1640 ₽

1 Понятие о формальных и неформальных структурах
Понятие сознательной координации в менеджменте всегда ас¬социируется с организационной структурой, регламентирующей определенные правила во взаимоотношениях членов группы в процессе совместной работы для достижения целей организации. Поэтому формальную организацию можно определить также как группу людей, осуществляющую совместную деятельность в рам¬ках преднамеренно созданной структуры для достижения желае¬мого результата (целей).
Неформальные организации также представляют группы лю¬дей. Они возникают в результате межличностных отношений спонтанно, когда люди в таких группах вступают во взаимодей¬ствие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за ис¬ключением очень маленьких. В рамках менеджмента, при рас¬смотрении неформальной организации, всегда упоминается, что они неформальные. К формальной организации это понятие при¬меняется без дополнительного пояснения.
Неформальная организация представляет собой совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, а возникающих спонтанно как результат взаимодействий сотрудников. Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникновения. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям. Начало исследованию неформальных групп было положено знаменитой серией экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо. Пусть и не безупречные, эти эксперименты оказали воздействие на понимание руководителями факторов поведения .
Различают простые и сложные организации. Простые орга¬низации имеют одну цель, сложные организации две и более целей. Формальное управление редко имеет дело с организация¬ми, имеющими одну цель. В силу этого в рамках менеджмента рассматривается управление сложными организациями. Слож¬ные организации обязательно имеют некоторую совокупность взаимосвязанных целей.
Примерами сложных организаций могут быть высшее учеб¬ное заведение и промышленное предприятие.
Формальная организация - это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю си¬стему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять це¬ленаправленную деятельность.
Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функции. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где сте¬пень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации тру¬довых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого ра¬ботника в конечный результат. Стандартизация не только не способ¬ствует альтернативному поведению работников, но и устраняет вся¬кую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна.
Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных ор¬ганизаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спро¬ектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безо¬пасность и др.
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Содержание
Введение 4
1 Понятие о формальных и неформальных структурах 6
2 Образование формальных и неформальных организаций 11
3 Роль формальных структур в организационном поведении 13
4 Роль неформальных структур в организационном поведении 18
4.1 Социальный контроль 20
4.2 Сопротивление переменам 21
4.3 Неформальные лидеры 21
4.4 Управление неформальной организацией 22
Заключение 24
Список литературы 27


Введение
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с ор¬ганизациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многооб¬разные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организа¬ций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет ор¬ганизаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация сложный организм. В нем переплетаются и ужи¬ваются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жест¬кая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициати¬вы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда пе¬рестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказыва¬ются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать со¬временные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участ¬ники действуют так, а не иначе, ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
Организация это группа людей, деятельность которых созна¬тельно координируется для достижения общей цели или нес¬кольких общих целей.
Формальная социальная структура - это такая структура, в которой социальные позици и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах. Формальные системы описываются точными методами бизнес-инжиниринга.
Поведенческая неформальная структура - система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами. Неформальные системы описываются теорией человеческих отношений. В то же время, неформальная структура организации (социограмма), состоящая из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия, допускает отражение в моделях бизнес-инжиниринга.
Цель работы определить роль формальных и неформальных структур в организационном поведении.

Список литературы
1. Большаков А. Менеджмент. Краткий курс. Питер, 2000.
2. Бурова А. Как построить систему управления персоналом. //Управление персоналом. 2002.- №10. - С.11.
3. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2007.
5. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. Глава 25. Организационное поведение. СПб., Специальная литература, 1999.
6. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие. Пенза: Изд-во ун-та, 2004.
7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2001. - 312 с.
8. Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф. Основы Менеджмента. М., Дело, 2000.
9. Мильнер Б.З. Теория организации: курс лекций. М., ИНФРА-М, 2002
10. Ньюсторм Дж.В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СпБ., Питер, 2000.
11. Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.И. Гончаров. Мн.: Современная школа, 2006. - 281 с.
12. Роббинз С. Основы организационного поведения. Вильямс, 2006.
13. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000. С.120-12

Список курсовых работ по предмету управление персоналом (менеджмент)