Эффективным способом улучшения профессиональной подготовки будущих учителей, способных к образовательным инновациям, и технологий для разработки эффективных учебных действий для учащихся в доминирующей визуальной среде, является развитие специальных навыков для изучения образовательной информации. В эпоху насыщения информацией большое значение имеют проблемы позиционирования знаний и их оперативного использования. В связи с этим необходимо упорядочить накопленный опыт отображения образовательной информации и обосновать с научной точки зрения технологический подход к обучению. Современная наука проявляет интерес к проблеме визуализации информации на уроках в школе. Процесс образования строится на передаче информации, и многие учёные обратили внимание на роль наглядного представления информации в процессе обучения.
Вымысел оказывает влияние на обобщенное значение художественного образа. Смысл художественного образа раскрывается только в определённой коммуникативной ситуации, конечный результат которой зависит от человека, его целей и даже настроения, так как все эти факторы оказывают влияние на восприятие различных ситуаций в произведении. Именно поэтому, оно воспринимается совсем не так, как воспринимал его автор, у каждого в процессе чтения формируется свой образ и своё восприятие художественного произведения. Именно поэтому зачастую учитель использует приемы визуализации, чтобы облегчить школьникам «проникновение» в текст. Еще одна особенность урока литературы заключается в том, что это такой урок, в основе которого лежит работа с устно звучащим словом, то есть процесс слушанья. Общеизвестно, что слушать гораздо труднее, чем говорить. «Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления, именно поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение, а находят его в посторонних мыслях» [30]. Визуализация позволяет привлечь внимание обучающихся к звучащей информации, делать акцент на отдельных, наиболее важных моментах информации в вербальном потоке.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 (правка от 07.08.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yar-edudep.ru/files/prochie/fgos_oo.pdf 2. Арленк Р. В. Психология: В защиту визуального мышления. Новые очерки по психологии искусства (пер. с англ. В.Н. Самохина) [Текст] / Р. В. Арленк. М.: «Прометей», 1994. – 83 с. 3. Арнхейм Р. Г. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова) [Текст] / Р. Г. Арнхейм. М.: «Прогресс», ПНЦ РАН, 2000. – 64 с. 4. Азимов Э. Г. Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. – 448 с. 5. Барышкин А. Г. Основные параметры визуализации учебной информации / А. Г. Барашкин, Н. А. Резник. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/278/37278 (Дата обращения: 15.04.20) 6. Беспалько В. П. Педагогика: Современные образовательные технологии [Текст] / В. П. Беспалько; Учебное пособие. М.: «Мир» 1989. –192 с. 7. Боумен У. Графическое представление информации [Текст] / У. Боумен. М.: «Мир», 1971. – 102 с. 8. Кучерова А. В. Визуализация учебной информациив процессе обучения рисунку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28696 (Дата обращения: 26.02.2020) 9. Катханова Ю. Ф., Корзинова Е. И., Игнатьев С. Е. Визуализация учебной информации как учебная проблема [Электронный ресурс] Режим доступа:http://wiki.nnspu.ru/index.php/Визуализация_учебной_информации_с_применением_информационных_технологий_на_примере_визуализации_философских_категорий (Дата обращения: 18.02.20) 10. Власенко Т. В. Технология визуализации учебной информации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gendocs.ru/v14318/ реферат_технология_визуализации_учебной_информации (Дата обращения: 23.02.20) 11. Войтов А. Г. Учебная наглядность. – 2-е изд. / А. Г. Войтов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 238 с. 12. Глезер В. Д. Информация и зрение [Текст] / В. Д. Глезер, И. И. Цуккерман. М.: «Слово», 1961. – 40 с. 13. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия Текст.: пер. с англ. / Р. Л. Грегори; предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия и В. П. Зинченко. М.: Прогресс. 1970. – 271 с. 14. Диаграмма связей. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей (Дата обращения: 18.03.20) 15. Иллюстрация. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюстрация (Дата обращения: 17.03.20) 16. Инфографика. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инфографика (Дата обращения: 19.03.20) 17. История развития принципа наглядности в обучении. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://yaychys.ru/vuz/index. php?catid=42&id=268&Itemid=101&option=com_content&view=article (Дата обращения: 15.01.20) 18. Калмыкова З. И. Педагогика: Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. М.: Просвещение, 1981. – 176 с. 19. Кластер. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер (Дата обращения: 18.03.20) 20. Коменский Я. Н. [и др.] Педагогическое наследие / Я. Н. Коменский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с. 21. Кучурин В. В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedsovet.Org/forum/index.php?act=attach&type;= post&id=7312 (Дата обращения: 17.04.20) 22. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. М.: 1981. – 243 с. 23. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственные развития [Текст] / Н. А. Мечинская. М.: «София», 1989. – 317 с. 24. Облако тегов. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Облако_тегов (Дата обращения: 19.03.20) 25. Принцип наглядности в педагогике. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/princip_naglyadnosti_v_pedagogike (Дата обращения: 7.02.20) 26. Принципы и виды наглядности в педагогике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/printsip-i-vidy-nagljadnosti (Дата обращения: 17:03.20) 27. Селевко Г.К. Учебное пособие: Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 28. Таблица. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Таблица (Дата обращения: 19.03.20) 29. Технология визуализации учебной информации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studbooks.net/1750163/pedagogika/ elektronnye_naglyadnye_sredstva_obucheniya_osnove_sovremennyh_kompyuternyh_tehnologiy (Дата обращения: 21.03.20) 30. Тонкости слушания. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lichnorastu.ru/slushat-gorazdo-trudnee-chem-govorit-tonkosti-slushaniya/ (Дата обращения: 25.04.20) 31. Уроки литературы в старших классах [Текст] : (Из опыта работы) : [Сборник статей] под ред. Н. И. Кудряшева и Н. Д. Молдавской. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 199 с. 32. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. / К. Д. Ушинский. М-Л: Изд-во академии педагогических наук. 1950. – 776 с. 33. Ценности и смыслы. / Л. Ю. Устинова [и др.] // Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта. 2017. – №5(57) – с. 206-220. 34. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. М., 1987. – С. 159-167.