Введение Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешне-экономической деятельности. Усилия последнего десятилетия в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу . За последние годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности. Происходящие изменения в экономической жизни страны, в обществе обуславливают возрастание роли таможенных служб как обеспечивающих соблюдение законности при перемещении товаров, различных грузов через границы РФ. Вместе с тем, несовершенство действующего законодательства, особенно административного, создают немало противоречий и проблем в реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и их экономической деятельности. Находится на этапе активного развития и теория административного права, административного процесса, которая призвана питать практику необходимыми разработками. Однако, развитие практики столь динамично, что теория зачастую «не поспевает» за ним. Так, например, далек от совершенства понятийный аппарат используемый в теории административного права, что на практической деятельности законодателя отражается как несовершенство юридической техники, в свой черед порождающей проблемы при правоприменении, и вызывающей неоднозначное толкование норм административного права. Один из проблем который требует подробного анализа – вопрос об участниках производства по административному делу. В связи с вышеизложенными явлениями в экономике, активации внешнеэкономической деятельности вопрос об участниках производства по административному делу, их составе, правовом статусе, особенную актуальность приобретает в области таможенного дела, чем обуславливается и актуальность настоящего исследования. Целью настоящего исследования является рассмотрение понятия, состава (классификации), правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Для достижения цели в работе решались следующие задачи: - рассмотреть понятие, состав, классификацию участников производства по делам об административных правонарушениях; - рассмотреть процессуальный статус лиц имеющих в деле об административных правонарушениях в области таможенного дела личный интерес или выступающих в защиту публичных интересов; - рассмотреть правовой статус лиц содействующих осуществлению производства; - рассмотреть состав, статус, полномочия лиц, уполномоченных вести производство и принимать решения по административным правонарушениям в области таможенного дела. Объектом исследования является состав участников производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Предмет исследования правовой статус, права и обязанности этих лиц. Структура работы. Работа построена в соответствии с решаемыми задачами. В первой главе работы рассмотрены наиболее общие вопросы - понятие, состав, классификация участников производства по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что названное выше недостаточное развитие терминологии, понятийного аппарата нередко становится причиной неоднозначных толкований, в связи с чем в данной главе работы указано на одно из таких ошибок, на имеющее место в работах некоторых исследователей смешивание понятий субъектов административного права с понятием участников производства по делам об административных правонарушениях. В связи с этим данной главе не только рассмотрены понятие и состав участников производства по делам об административных правонарушениях, но и предложена собственная классификация этих участников, которая, как представляется, наиболее полно соответствует целям настоящего исследования. Во второй главе, в соответствии с предложенной классификацией, и в разрешение поставленных задач рассмотрен процессуальный статус лиц имеющих в деле об административных правонарушениях в области таможенного дела личный интерес или выступающих в защиту публичных интересов. Вопрос о правовом статусе центральной фигуры в этой группе - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляется наиболее важным, так как именно это лицо является одновременно центральном во всем производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Понятие лица в отношении которого ведется производство наиболее близко с понятием субъекта административного правонарушения, в связи с чем при рассмотрении состава, правового статуса этих лиц в данной главе подробно рассмотрены возможные субъекты административных правонарушений в области таможенного дела предусмотренных действующим кодексом об административных правонарушениях. В третьей главе работы рассмотрен правовой статус лиц содействующих осуществлению производства. Лица входящие в эту группу не имеют собственного интереса в деле, не представляют они и чужих интересов. Их участие в деле обусловлено фактическими обстоятельствами или процессуальной необходимостью. В соответствии с этим эта группа подразделяется на две подгруппы, как они и рассмотрены в указанной главе. Законодатель не указал в числе участников производства по делам об административных правонарушениях, лиц уполномоченные вести производство и принимать решения по административным правонарушениям. Однако, как представляется, рассмотрение состава лиц, являющихся участниками производства по делам об административных правонарушениях, без рассмотрения процессуального положения и прав лиц уполномоченных вести производство и принимать решения по административным правонарушениям не вполне отвечает целям настоящего исследования. В связи с этим в четвертой главе рассмотрены состав, статус, полномочия лиц, уполномоченных вести производство и принимать решения по административным правонарушениям в области таможенного дела. Объект исследования и поставленные задачи предопределили применение комплекса методов: анализ литературы, использование различных источников. Теоретическая основа. О разработанности данной темы в правовых и политических науках можно судить по работам таких авторов, как Абова Т.Е., Азаров Ю.Ф., Андриашин Х.А., Баландина Г.В., Бахрах Д. Н., Белкин А.Р., Богуславский М.М., Борисов Б.А., Гуева А.Н.., Дмитриев Ю.А., Кабалкин А.Ю., Липатов Э.Г., Лисицын-Светланов А.Г., Полянский И.А., Российский Б. В., Сидоренко Е.Н., Смоленский М.Б, Старилов Ю. Н., Трофимов Е.В., Чаннов С.Е. Глава I Понятие, состав, классификация участников производства по делам об административных правонарушениях 1.1. Состав участников производства по делам об административных правонарушениях Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и на которых возлагаются те или иные процессуальные обязанности. Это - участники производства. В полной мере относится сказанное и к производству по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Состав участников производства по делам об административных правонарушениях достаточно широк. Примечательно, что КоАП РФ , в главе 25, не относит к числу участников производства по делу судей, органы и должностных лиц, осуществляющих производство по делу. Участниками производства, с точки зрения закона, являются только лица, не облеченные властью в процессуальных правоотношениях . Глава 25 КоАП РФ называет следующих участников производства по делу: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) потерпевший; 3) законные представители физического лица; 4) законные представители юридического лица; 5) защитник и представитель; 6) свидетель; 7) понятой; 8) специалист; 9) эксперт; 10) переводчик; 11) прокурор. Лицо, в отношении которого ведется производство. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях
Содержание
Введение 3
Глава I Понятие, состав, классификация участников производства по делам об административных правонарушениях 7
1.1. Состав участников производства по делам об административных правонарушениях 7
1.2. Понятие, классификация участников производства по делам об административных правонарушениях 17
Глава II. Процессуальный статус лиц имеющих в деле об административных правонарушениях в области таможенного дела личный интерес или выступающих в защиту публичных интересов 20
2.1. Процессуальный статус участников производства, выступающих в защиту личных интересов. 20
2.2. Процессуальный статус участников производства, выступающих в защиту личных интересов представляемых лиц 44
2.3. Процессуальный статус прокурора 53
Глава III Правовой статус лиц содействующих осуществлению производства 56
3.1. Правовой статус лица участвующего в производстве по делу об административном правонарушении в силу фактических обстоятельств. 56
3.2.Правовой статус лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении в силу процессуальной необходимости 62
Глава IV. Лица, уполномоченные вести производство и принимать решения по административным правонарушениям в области таможенного дела. 74
Заключение 83
Использованные источники 89
Использованные источники
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (в ред. от 30.12.2008 N 314-ФЗ)
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 28.06.2009)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 19.07.2009)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009), часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009), часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008), часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 08.11.2008)
6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 03.06.2009)
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2009)
8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 02.02.2006)
9. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2008)
11. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 28.06.2009)
12. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
13. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 02.08.2009)
14. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 23.07.2008)
15. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 18.07.2009)
16. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 14.02.2009)
17. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"
18. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "Вопросы Федеральной таможенной службы" (с изменениями от 30 апреля 2008 г.)
19. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 "О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда"
20. Приказ Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (с изменениями от 23 апреля 2007 г.)
Специальная литература
21. Бакаева О.Ю.Особенности правового регулирования принудительного взыскания таможенных платежей // Право и экономика 2007, № 12
22. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005
23. Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005 г.
24. Борисов А.Н. Административные правонарушения. М.: Система ГАРАНТ, 2005 г.
25. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Юстицинформ, 2006 г.
26. Горохов С.М.Законный представитель юридического лица по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2004., № 6
27. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. М.: Система ГАРАНТ, 2008.
28. Зрелов А., Административное расследование: особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ // Право и экономика", - 2004 № 7
29. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - "М.:Юрайт-Издат, 2005 г.
30. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г
31. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. М.:ООО "Новая правовая культура", 2007 г.
32. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. М.: Норма, 2004 г.
33. Мельникова В.И. Актуальные проблемы реализации прав граждан при рассмотрении органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2005.. - № 10
34. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ /под ред А.Н. Гуева. М.:Экзамен", 2007 г
35. Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного оформления // Право и экономика. 2005, № 9, 10, 11.
36. Смоленский М.Б. Административное право. Ростов на Дону.: Феникс,.2005
37. Таможенное право: учебник для вузов / под общ. ред. Андриашина Х.А.. М.:ЗАО "Юстицинформ", 2006
38. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1910. Т. 2.
39. Шестакова М.П. О таможенных режимах // Право и экономика. 2006, № 9, 10
Материалы судебной практики
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В.Антипова, Р.Л.Гитиса и С.В.Абрамова"
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
42. Постановление Верховного Суда РФ от 18 января 2006 г. N 9-АД05-3
43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
44. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г. (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 г.)
45. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)