Введение Проблема обучения иноязычному общению в образовательных учреждениях различного типа постоянно находится в центре внимания методистов-теоретиков и преподавателей-практиков. Этот вопрос актуален как никогда раньше, поскольку требования к выпускникам вузов специалистам процессы, между в различных областях в профессиональной деятельности все возрастают. Проблема взаимодействия и сотрудничества культурах, стоит особенно остро в XXI веке. Будущим специалистам по связям с общественностью и журналистам необходимо владеть на практике лингвистическими и паралингвистическими видами деятельности. Поэтому данная тема актуальна и требует дальнейшего изучения. Проблема обучения студентов профессионально направленной иноязычной коммуникации является в настоящее время актуальной. В системе российского образования еще не накоплен достаточный опыт по подготовке квалифицированных специалистов, профессионально владеющих английским языком, в целях убеждения потенциальных партнеров по осуществлению той или задачи. Эти знания и умения должны стать объектами целенаправленного обучения студентов. Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих Гарвардского Университета. В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях. Цель данной работы – разработать методические рекомендации по использованию метода кейс-стади как средства формирования иноязычной компетенции специалистов по связям с общественностью. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие иноязычной компетенции; - выделить составляющие иноязычной компетенции связей с общественностью; - рассмотреть основы методологии кейс-стади; - проанализировать основные положения, структура кейса и принципы его построения; - исследовать зарубежный опыт использования метода кейс-стади; - разработать методические рекомендации по формированию иноязычной компетенции специалиста по связям с общественностью с использованием методов кейс-стади. Объект исследования – процесс формирования иноязычной компетенции специалиста по связяс с общественностью, предмет – механизм использования метода кейс-стади, как средства формирвоания иноязычной компетенции специалистов по связям с общественностью. Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики, образования и информационно-коммуникационных технологий, таких, как Э. Денисон, Д.Белл, Д.Колб, Дж. Блум, У. Хортон, Ё. Масуда, А.Н. Лившиц, В.П. Тихомиров, Др. Коупланд, Д. Донман, Дж. Хартог, М. Мюнтер, Н.С.Давыдов, В.К.Соколов, М. Гильбертон, Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, Ч.Ф. Куписевич, В.Д. Оконь, Ф.Ф. Янушкевич, В.В.Дик и др. В последнее время вопросы, связанные с проблемами профессиональной подготовки и формирования профессиональной компетенции специалиста, широко исследуются зарубежными и отечественными учеными (Б. Абдыкаримов, Г.З. Алибекова, А. И. Андреев, К. М. Арынгазин, Г. К. Ахметова, Н. И. Букетова, О. Л. Жук, И. А. Зимняя, В. В. Егоров, А. А. Калыбекова, С. В. Кан-Калик, С. Т. Каргин, Б. Т. Кенжебеков, Н. В. Кузьмина, Д. Н. Кулибаева, Ю. Н. Кулюткин, С. С. Кунанбаева, А. Кусаинов, В. Ф. Любичева, А. С. Магауова, А. К. Маркова, Г. Ж. Менлибекова, М. И. Махмутов, Н. А. Минжанов, А. И. Мищенко, А. Я. Найн, Ж. Ж. Наурызбай, Г. Н. Неустроев, А. В. Петровский, Т. В. Поштарева, Н. Э. Пфейфер, С. С. Рачева, Е. И. Рогов, А. П. Сейтешев, М. В. Семенова, В. А. Сластенин, Ш. Т. Таубаева, К. С. Успанов, А. В. Хуторской, Н. Д. Хмель, В.Д. Шадриков, Л. А. Шкутина и др.). Отечественными исследователями также рассматривается широкий круг проблем, связанных с коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью личности, с совершенствованием методики преподавания иностранных языков, раскрываются возможности формирования иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке специалистов разного профиля (Д. Н. Асанова, А.Я. Багрова, И. Л. Бим, А. А. Вербицкий, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Б. А.Жетписбаева, И. А. Зимняя, Е. И. Калмыкова, Я. М. Колкер, А. А. Леонтьев, Е.И. Пассов, А. А. Сарсембаева, И. И. Халеева, Л. В. Юхненко и др.). Вопреки явному различию теоретических позиций и подходов большинство авторов сходится в одном существенном утверждении: одним из важных аспектов профессиональной компетенции специалиста является его коммуникативная, в том числе иноязычная, компетенция. При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и метод анализа. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный. Кроме этого, при проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемых кейсов, содержащие необходимую информацию о ситуации для освещения поставленных вопросов. Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки метода кейс-стади, особенности его применения для формирования иноязычной компетенции специалистов по связям с общественностью, а также вносятся предложения по его оптимизации. Практическая значимость исследования: в работе рассматриваются возможности применения метода кейс-стади в процессе формирования иноязычной компетенции специалистов по связям с общественностью, особенности организации с его помощью иноязычного обмена. Работа имеет следующую структуру: введение, в котором обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи работы, обозначаются объект и предмет изучения. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования иноязычной компетенции специалистов по связям с общественностью. Вторая глава посвящена более подробной характеристике и технологиям метода кейс-стади. В третьей главе рассмотрен зарубежный опыт использования метода кейс-стади и разработаны рекомендации и предложения по использованию метода кейс-стади. В заключении подведены итоги работы и сделаны основные выводы.
Введение 3 1. Теоретические основы формирования иноязычной компетенции специалистов по связям с общественностью 1.1. Понятие иноязычной компетенции 7 1.2.Составляющие иноязычной компетенции связей с общественностью 14 2. Основы методологии кейс-стади 2.1.Возникновение технологии кейс-стади 23 2.2. Общая характеристика метода case-study 27 2.3. Основные положения, структура кейса и принципы его построения 40 3.Методические рекомендации по формированию иноязычной компетенции специалиста по связям с общественностью с использованием методов кейс-стади 63 Заключение 70 Список источников и литературы 72 Приложение
1. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR / Пер. с англ. – СПб., 2006. – С. 122. 2. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора.- М.: Знамя, 2008.- 32 с. 3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие. - М., 2006 4. Байденко, В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд.2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 5. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г.. Психологические основы «Паблик рилейшнз». – СПб., 2007. – С. 283. 6. Буари Ф. А. Гусев К. А.. Связи с общественностью в экономике. – М., 2005. – С. 220. 7. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. - М., 2009. 8. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 2007 - № 10 – 11. 9. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations, ч.1. - СПб: ООО "Триз-ШАНС": Изд.дом "Бизнес-Пресса", 2009. – 256 с. 10. Вылегжанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: Учебное пособие - ГФУП "Издательство "Иваново", 2008. - 202 с. 11. Григорьева Н. Работа учреждения с общественностью - СПб.: СПбГУП, 2009. – 63 с. 12. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 2006. — 112 с. 13. Еременко Т.В. Метод кейс-стади и его применение. // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 12. - С. 19–31. 14. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2006. 15. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2006. 16. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, 2008. 17. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. - М.: Педагогика. 2009. - 103-104с. 18. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина // Социология: методология, методы, математические модели. - 2005.- N5-6.- С.65-90. 19. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж. - 2007.- № 10-11.- С. 177-189. 20. Коломиец, Б.К., Васильева, О.А. Разработка нового поколения образовательных стандартов высшего образования: экспериментальный подход // Материалы XIV Всероссийского совещания - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 21. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с. 22. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. – М., 2006. – С. 438. 23. Концепция проблемно-ситуационных игр на тренажере. // Научно-технические, социально-экономические и экологические аспекты транспортного развития южных регионов России: Мат-лы первой регион. науч.-практ. конф. – Новороссийск, НГМА, 2008. 24. Кузьминов, Я.И., Любимов, Л.Л., Ларионова, М.В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // www.rc.edu.ru 25. Левитан, К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. - Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2007. вып.2.89-91с. 26. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006. – С. 34. 27. Милан М. Д. Реклама на радио, TV и в Интернете: Учебное пособие / Пер. с англ. – М., 2006. – С. 362. 28. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 2009.- №1. 29. О профессиональной иноязычной подготовке // Сб. науч. тр. Вып. 11. – Новороссийск, МГА им. Ф.Ф.Ушакова, 2006. – 0.2 п.л. 30. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. – М., 2006. – С. 60. 31. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2006. 32. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005. 33. Почекаев Р. История связей с общественностью. – М., 2007. – С. 288. 34. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В. Рейнгольд // Компьютерра.- 2008. - №13-15. 35. Родионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования. - СПб., 2005. 36. Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. // Вестник ОГУ. 2005. № 3. С. 51–58. 37. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход. Монография. – Волгоград, 2005 38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с. 39. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2008. 40. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2006 г. / О.Г. Смолянинова. - Красноярск, 2006. 41. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2007. 42. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 315 с. 43. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования Текст. / П.И. Третьяков // Педагогическое образование и наука. 2005. № 2. С. 23-27. 44. Тульчинский Г.Л. Рublic Relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство.- СПб.: СПб Гос. Академия культуры: Ин-т культурных программ Комитета по культуре, 2005.- 80 с. 45. Тимофеев М. И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз). – М., 2005. – С. 27. 46. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm. 47. Чумиков А. М. Связи с общественностью. – М., 2005. – С. 296. 48. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2005. – 496 с. 49. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью): Учеб. пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2005. – 304 с. - («Gaudeamus») 50. Шарков Ф.И., Родионов А.Л. Реклама и связи с общественностью: коммуникативная и интегративная сущность кампаний. – М.: Академический Проект: Трикса, 2005. – 304 с. – ( «Gaudeamus») 51. Шевлоков В.В. Реклама в сети Интернет // Экономика и жизнь. 2005. №21 52. Ширли Харрисон. Связи с общественностью. Вводный курс. – М., 2006. – С., 310. 53. Шомели Жан. Реклама и PR. – М., 2007. – С. 128. 54. Hymes D. Foundations in sociolinguicstics. - an ethnographic approach. – Phil., 2005.