Конституционный механизм защиты права муниципальной собственности в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества
Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление .
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.
Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, ряда других прав.
Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Гарантями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Положения Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской хартии местного самоуправления общих для демократических государств принципов децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.
В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований. Практические результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы, в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.
По инициативе союзов и ассоциаций муниципальных образований учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации - единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.
Создан и действует Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации - федеральный координационный центр при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации .
Создание условий для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий предполагает:
а) создание условий для реализации органами местного самоуправления права на самостоятельное решение таких вопросов местного значения, как:
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, включая землю;
формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов;
осуществление охраны общественного порядка;
Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, а также обеспечение соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что предполагает:
а) защиту прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
б) защиту муниципальной собственности;
в) обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту;
Содержание
Введение..3
1. Конституционный механизм защиты права государственной и муниципальной собственности
1.1 Понятие права собственности и его значение в конституционном механизме защиты права государственной и муниципальной собственности.5
1.2 Способы защиты конституционного права государственной и муниципальной собственности..6
2. Конституционный механизм защиты права государственной собственности..8
3. Конституционный механизм защиты права муниципальной собственности в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества16
Заключение..22
Литература...23
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации защита закрепляемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина стоит на первом месте в системе ценностей, на которых основано государство.
Право собственности занимает одно из важнейших мест в совокупности прав человека, представляя собой одну из основ его правового статуса. В то же время собственность, как категория многоплановая и содержательная, имеет непреходящее значение и для государства в целом, составляя экономическую основу производства, обеспечивая базу осуществления гражданского оборота.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции Российской Федерации). Многообразие форм собственности в конечном итоге предопределяет политический и идеологический плюрализм; институт частной собственности в современных правовых государствах является основой становления и функционировании гражданского общества.
Таким образом, важность защиты собственности как важнейшего элемента экономических, политических, правовых отношений сложно переоценить. Защита права собственности граждан и организаций является неотъемлемой обязанностью государства. Для этого оно должно обеспечить полноценную правовую базу, создавать адекватные, эффективно действующие механизмы и институты, развивать деятельность уже существующих институтов.
Объектом исследования стали исторически сложившиеся в России общественные отношения, определяющие место и роль конституционного механизма защиты права государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации.
Предметом исследования стали правовые нормы, регламентирующие деятельность конституционного механизма защиты права государственной и муниципальной собственности в РФ.
Цель работы.
В процессе настоящего исследования перед автором стояла следующая основная цель: комплексное исследование современного состояния механизма обеспечения законности в сфере правоотношений государственной и муниципальной собственности, выявление его сущности как института, обеспечивающего оказание квалифицированной юридической помощи и осуществление предварительного (превентивного) правосудия, направленных на защиту правомочий собственника, а также анализ эффективности выполнения указанных функций.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- рассмотреть способы защиты конституционного права государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации, показать важность несудебного способа защиты в обеспечении правомочий собственника;
- определить понятие конституционной защиты права государственной и муниципальной собственности с учетом современных критериев оценки защищенности субъективного права, проанализировать основные формы защиты на современном этапе;
- выявить принципы и особенности обеспечения права государственной и муниципальной собственности в сфере гражданского оборота и экономической деятельности;
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно - научные методы.
1. Конституционный механизм защиты права государственной и муниципальной собственности
1.1 Понятие права собственности и его значение в конституционном механизме защиты права государственной и муниципальной собственности
Юридически право собственности представляет собой общественное отношение, то есть отношение между людьми. Использование в правовой науке экономического представление о праве собственности как об отношении к вещи противоречит методологическим принципам выработки юридических понятий. Право собственности с правовой точки зрения рассматривается автором как естественное неотчуждаемое право личности (право собственности в субъективном смысле) и как совокупность норм права, закрепляющих содержание данного права (право собственности в объективном смысле).
В содержание права собственности, по мнению автора, входят правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности; иные полномочия (право потребления, видоизменения, управления, охраны и защиты и пр.) входят в объем указанных трех правомочий .
Методологической основой исследования стало понимание субъективного права собственности как закрепленной за собственником юридически обеспеченной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
В объективном же смысле право собственности понимается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
Конституционное закрепление права собственности в Российской Федерации включает следующие элементы:
- закрепление принципов права собственности, в частности, многообразия и равенства форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм);
- определение содержания и объема правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности;
- формулирование ограничений правомочий собственника как интересах общества и государства в целом, так и в интересах частных лиц (иных собственников);
- гарантирование защиты права собственности, в том числе права на обращение в суд.
1.2 Способы защиты конституционного права государственной и муниципальной собственности
Для обеспечения эффективной защиты права государственной и муниципальной собственности его защита должна пониматься в широком смысле и включать в себя: а) действия по защите права нарушенного или подвергающегося угрозе нарушения; б) действия по созданию условий материального, социального, экономического характера для обеспечения действительной реализации провозглашенного права; в) действия по обеспечению реализации, закреплению и приданию стабильности субъективным правам без обращения в судебные органы.
Под конституционной защитой права государственной и муниципальной собственности автор понимает не только восстановление или признание нарушенных или оспоренных прав, но и обеспечение исполнения этих прав, охрану от нарушения или оспаривания.
Значение конституционной защиты права государственной и муниципальной собственности определяется тем, что она: создает необходимые предпосылки для возникновения, изменения или прекращения права собственности; фиксирует факты и обстоятельства, могущие оказаться необходимыми в случае возникновения спора о собственности; способствует эффективной реализации правомочий собственника при распоряжении собственностью в качестве одного из возможных способов обеспечения защиты его интересов как добросовестной стороны обязательства.
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. 752 с.
2. Васильев В.И., Постников А.Е. Комментарий к Федерально¬му закону о выборах депутатов Государственной Думы. - М.: БЕК, 2005.254с.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Россий¬ской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. 520 с.
4. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право Рос¬сии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1999. 381 с.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред.. 10.В. Кудрявцева. - М.: Фонд Правовая культура, 1996. 552 с.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред, . Л.А. Окуньков. 2-е изд., дон. и перераб. - М.: ББК. 2006. 664 с.
7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб¬ник: В 4-х т. Т. 1-2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: БЕК, 2005. 778 с.
8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999.832с.
9. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. - М.: БЕК, 1996.464с.
10. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. - М.: Юристь, 2007. 716с
11. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М.: Центр констит. исслед. Моск. обществ. научн. фонда, 2007. 702 с.
12. Научно-практический комментарий к Конституции Российский Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Спарк, 2007. 599 с.
13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб¬ник. - М.: Юристъ, 1997. 568 с.