(Нет отзывов)
39 страниц
2019-05-21

Способы образования юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц.

В наличии
1640 ₽

2.1. Понятие, принципы и стадии создания юридических лиц
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом, в связи с государ-ственной регистрацией предприятий и инивидуальных предпринимателей) .
Основными законодательными актами, регулирующими порядок создания юри-дических лиц, являются ГК и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) . При этом анализ действующих норма-тивных правовых актов позволяет сделать вывод, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «создание юридического лица. Проанали-зируем употребление этого термина в юридической литературе.
Ряд исследователей определяет создание юридического лица через стадии его создания . По мнению И.В. Ершовой, «под созданием коммерческих организаций по-нимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта предприниматель-ского права» . Как утверждает С.В. Борисова, «процесс создания субъектов предпри-нимательской деятельности представляет собой выполнение будущими предпринима-телями, реализующими свое конституционное право, ряда юридически значимых дей-ствий, характеризующихся единой организационной канвой и осуществляемых в соот-ветствии с правилами, установленными действующим законодательством. Он выпол-няет функцию правового механизма «перевода» граждан в участников предпринима-тельских отношений, включающего в себя ряд элементов: правосубъектность пред-принимательских образований, их правовой статус, средства государственной легити-мации и др.» .
По мнению В.А. Горлова, «создание юридического лица это совокупность взаимосвязанных и последовательно осуществляемых учредителями юридических действий, закрепленная в законе и отраженная в учредительном договоре» . В.В. То-нян указывает следующее: 1) Создание коммерческой организации всегда представля-ет собой деятельность. В основе создания юридического лица лежат правомерные дей-ствия - соглашения учредителей, акты регистрирующего органа. 2) Содержанием дея-тельности по созданию коммерческой организации являются учреждение коммерче-ской организации и ее государственная регистрация. 3) Направленность на конечный результат - придание лицу статуса субъекта предпринимательской деятельности. 4) Суъектами правоотношений по созданию коммерческой организации являются: - уч-редители: граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы; - государство в лице регистрирующих органов .
Создание юридического лица есть следствие акта деятельности других субъек-тов, основанного на прямом или косвенном дозволении законодателя. Во всех право-порядках юридические лица возникают по воле их учредителей, хотя и под контролем публичной власти. Процесс образования и деятельности юридического лица немыслим вне проявления воли определенной группы людей или даже одного человека, равно как он невозможен вне проявления в какой-либо форме государственной воли .
На мой взгляд, создание юридического лица в правовой науке понимается в ши-роком и узком смысле. Широкий подход охватывает несколько способов создания юридического лица, эта позиция предполагает, что юридическое лицо может быть об-разовано либо путем учреждения, либо путем реорганизации одного или нескольких существующих юридических лиц (ст. 12-16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Под созданием юридического лица в узком смысле понимается лишь образование одним или более субъектами права (учредителями) нового субъекта, который не является правопреем-ником другого юридического лица . В результате реорганизации (слияния, выделения или разделения) одного или нескольких существующих юридических лиц тоже возни-кают новые субъекты права, но они являются правопреемниками сливающихся или разделяющихся юридических лиц (ст. ст. 57, 58, п. 1 ст. 129, ст. 387 ГК). Именно в уз-ком значении понятие «создание юридического лица» будет рассматриваться в на-стоящем параграфе дипломной работы.
Таким образом, создание юридического лица это деятельность граждан и (или) юридических лиц, государственных и муниципальных органов по учреждению и госу-дарственной регистрации коммерческой организации, направленная на придание лицу статуса субъекта предпринимательской деятельности.
В теории выделяют несколько основных порядка создания юридических лиц .
1. Явочный порядок создания юридических лиц дает учредителям максимальную свободу в образовании юридических лиц, ибо для возникнвения юридического лица достаточно факта волеизъявления учредителей, а государственной регистрации не тре-буется. Такой порядок является скорее исключением, нежели общим правилом. В не-которых зарубежных странах он легализован законодателем либо судебной практикой. В Англии существуют компании «с незапамятных времен», созданные на основе об-щего акта парламента; в США судебная практика признает существование «фактиче-ских корпораций» .
На территории РФ создание юридических лиц в явочном порядке не допускает-ся, хотя возможность существования некоего «фактического образования» имеется. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях» граждане вправе создавать по своему выбору об-щественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, вступать в такие общественные объедине-ния на условиях соблюдения норм их уставов. Общественные объединения могут ре-гистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
2. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо соз-дается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномочен-ного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание ин-дивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфе-ре создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значе-ния факту их государственной регистрации этот порядок фактически утратил значе-ние, за исключением случаев, установленных в законе (например, создание государст-венной корпорации - Агентство по реструктуризации кредитных организаций - АРКО).
3. Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания ис-ходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Разрешительная сис-тема образования юридических лиц была характерна для многих стран Западной Евро-пы (Австрии, Англии, Германии, Франции и др.) в период появления первых компа-ний. В настоящее время во Франции в разрешительном порядке создаются торговые товарищества, учредителями которых являются иностранцы, в Германии - учреждения, страховые общества, банки .
Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение. Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юриди-ческого лица; 3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, на-пример, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств .
4. Регистрационный порядок предполагает, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным государственным органом. Регистрационный порядок создания коммерческих, а иногда и некоммерческих юри-дических лиц предусмотрен практически во всех зарубежных странах . На территории Российской Федерации в регистрационном порядке создается большинство видов юридических лиц. Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 10-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» до-пускается уведомительный порядок создания профессиональных союзов, который фактически является разновидностью регистрационного.
Создание юридического лица это последовательное соблюдение целого ряда процедур, включая регистрацию юридического лица, но не ограничивающееся этим. Процесс создания коммерческой организации имеет целый ряд последовательно свя-занных между собой стадий.
«Категория «субъект права» предполагает наличие одного или нескольких мо-ментов или последовательных действий (событий), которые позволяют данному субъ-екту появиться на свет, предстать в каком-либо "правовом" облике; при этом он дол-жен быть «узнаваем» другими субъектами. Иначе говоря, для того чтобы утверждать, что данное лицо является субъектом права, оно должно пройти некоторую процедуру или ряд процедур своего создания в том порядке, как это предусмотрено законода-тельно или принято в обычаях делового оборота» .

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.1. Понятие и сущность юридического лица 5
1.2. Признаки юридического лица 10
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 14
2.1. Понятие, принципы и стадии создания юридических лиц 14
2.2. Создание юридического лица путем реорганизации 22
2.3. Государственная регистрация юридических лиц 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Юридические лица от-носятся к коллективным субъектам права. Они представлены не отдельным индиви-дом, а группой людей. Вместе с этим юридическое лицо является единым и самостоя-тельным субъектом. Сказанное говорит о специфичном положении юридических лиц в ряду иных субъектов гражданского права. В этой связи актуальное значение имеет ис-следование вопросов понятия и признаков юридического лица, его правосубъектности, вопросов его создания.
Правовой статус юридического лица является одним из основных институтов гражданского права, поскольку от его сущности, содержания и правового закрепления зависит эффективность большинства гражданских правоотношений. Новый Граждан-ский кодекс РФ содержит развернутую правовую регламентацию всех важнейших от-ношений и институтов гражданского права, характерных для рыночной экономики. Существенным изменениям подверглась система юридических лиц, поскольку в пра-вовой оборот вступили не только известные российскому дореволюционному и миро-вому правопорядкам и забытые в советское время организационно-правовые формы, но и новые, отвечающие современным экономическим, социальным и политическим потребностям.
Еще в XIX столетии российские правоведы отмечали, что наибольшие злоупот-ребления творятся при создании юридических лиц, особенно акционерных компаний . Более века спустя ситуация ненамного улучшилась. По выражению М.И. Кулагина, сфера учредительной деятельности есть наиболее «слабое место» корпоративного пра-ва . Поэтому представляется необходимым подробно рассмотреть в курсовой работе гражданско-правовой механизм учреждения юридического лица и некоторые связан-ные с этим теоретические и практические проблемы. Указанные обстоятельства обу-славливают своевременность и актуальность настоящего исследования.
Вопросы, связанные с гражданско-правовым институтом юридического лица достаточно подробно проанализированы в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, так или иначе обращавшихся к данной теме, мож-но назвать, в частности, выдающихся дореволюционных правоведов Д.И. Майера, Г.Ф. Шершеневича, К.П. Победоносцева, советских и российских авторов: М.И. Брагинско-го, Е.В. Богданова, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Н.В. Козлову, О.А. Красавчикова, В.В. Лаптева, В.П. Мозолина, Л.А. Новоселова, В.Ф. Попондопуло, С.Б. Пугинского, В.В. Ровного, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева. Е.А. Су-ханова, Ю.К. Толстого, В.Ф. Яковлева и др.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения дейст-вующего законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать правовое положение юридического лица как субъекта граж-данского права и вопросы его создания. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие и признаки юридического лица;
- проанализировать способы и порядок создания юридических лиц;
- изучить особенности создания юридического лица путем реорганизации;
- исследовать права и обязанности обособленных подразделений;
- изучить проблемы государственной регистрации юридических лиц;
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и пра-воприменительной практики.
Объектом исследования выступает правовое положение юридического лица как субъекта гражданского лица и порядок его создания. Предметом исследования явля-ются нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы правосубъектно-сти организаций; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.
Методологическую основу исследования составляют формально-логический и системный методы научного познания. Для иллюстрации теоретических выводов ис-пользована судебная практика Президиума ВАС РФ, Верховного Суда РФ, а также ФАС ападно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского и Уральского округов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заклю-чения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
1.1. Понятие и сущность юридического лица
Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. Признание лица субъектом права происходит в результате распространения на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, орга-низаций, общественных образований как субъектов права» . Одна из существенных черт субъекта права состоит в том, что он обладает способностью участвовать в право-отношениях, т.е. быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Данное качество субъекта права называется правосубъектностью.
Важнейшей характеристикой организации является статус юридического лица. Согласно ч.1 ст.48 ГК, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».
Юридическое лицо появилось как форма удовлетворения общественной потреб-ности в механизме централизации капиталов, необходимых для реализации крупных хозяйственных проектов . В литературе отмечается, что в силу исторического развития основными целями создания юридических лиц являются: 1) обособление определен-ной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот; 2) ограничение предпринимательского риска; 3) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода как в имущественной, так и в нема-териальной сфере .
Понятие юридического лица это результат длительного развития цивилисти-ческой мысли и законодательства. В юридической науке исторически были выработа-ны различные теории юридического лица.
Первая «теория фикции», которая применительно к юридическим ли-
цам была разработана в раннем Средневековье. Наиболее известным сторонником тео-рии фикции являлся немецкий правовед Савиньи, который считал, что конкретное фи-зическое лицо существует реально и только поэтому признается субъектом права, т.е. лицом, обладающим правоспособностью. В связи с этим, по его мнению, понятие «ли-цо» может испытывать двоякую модификацию - ограничительную и распространи-тельную. Во-первых, правоспособность лица может быть ограничена в силу закона, а во-вторых, переносима на нечто такое, что не есть отдельный человек, следовательно, искусственным образом возможно создание юридического лица, которое физически не существует, а поэтому рассматривается в качестве субъекта права лишь в силу воли государства, воплощенной в законе или акте о создании юридического лица (отсюда и название юридическое лицо, т.е. лицо, созданное не природой, а правопорядком) .
Итогом развития этого направления явились позитивистская и нормативистская теории юридического лица, согласно которым последнее - это продукт правопорядка, персонификация правовых норм (Еллинек, Кельзен) .
Вторая теория теория «целевого имущества». Ее автором является немецкий юрист Бринц, по мнению которого нечто (т.е. какое-либо имущество или право) может принадлежать не только кому-нибудь, но и чему-нибудь . Имущество богов, храмов, городов принадлежало чему-то, так как нельзя указать лица, кому бы оно принадлежа-ло. Этим чем-то и выступает цель, для достижения которой оно (имущество) и предна-значено. В этом случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с такой целью имущество. По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет никакой необходимости. Поэтому, веро-ятно, нет нужды в понятии «юридическое лицо», ибо в данном случае оно использует-ся лишь в качестве метафоры, так как в действительности здесь нет субъектов прав и обязанностей, а есть лишь целевое имущество . Отсюда вывод: имущество, принадле-жащее цели, не может принадлежать лицу.
Третья теория юридического лица т.н. «теория интереса», выдвинутая немец-ким юистом Рудольфом фон Иерингом. По его мнению, субъектами права могут быть лишь люди (пользователи), интересы которых защищаются законом: в библиотеке это читатели, в акционерном обществе акционеры, в университете ректор, профес-сора, студенты и т.д. У юридического лица нет и не может быть своих собственных интересов, оно представляет собой своеобразный прием юридической техники, с по-мощью которой возможно удовлетворение интересов стоящих за юридическим лицом подлинных дестинаторов (пользователей) его субъективных прав. В корпорации не юридическое лицо как таковое, а отдельные ее члены являются действительными субъектами права, поскольку создание корпорации направлено на удовлетворение их интересов, а правовая защита последних осуществляется при помощи иска, обращен-ного против корпорации ее участником. В организации реальными субъектами права являются обслуживаемые им люди, причем круг этих людей может быть неопределен-ным. В связи с этим права и обязанности юридического лица на самом деле принадле-жат тем физическим лицам, которые используют общее имущество и получают от него выгоды. Их общий интерес, по меткому замечанию Е.А. Суханова, и олицетворяет со-бой юридическое лицо . Само юридическое лицо неспособно к пользованию, не имеет интересов и целей и, следовательно, не может иметь прав.
Еще одна теория - «теория товарищества», согласно которой юридическое лицо является результатом договора между его учредителями или учредителями и государ-ством (Савари, Ф.К. Савиньи, Тель и др.).
Отечественные цивилисты также внесли свой вклад в развитие теории юридиче-ского лица. А.И. Каминка, П.А. Писемский, И.Т. Тарасов, П.П. Цитович, Г.Ф. Шерше-невич искали компромисс между юридическим лицом и договором, товариществом. Л.И. Петражицкий, основатель психологической теории права, суть проблемы видел в фигуре предприятия .
В Советском Союзе также был разработан ряд теорий юридического лица. Гос-подствующей в советской цивилистической науке считалась теория коллектива, разра-ботанная впервые А.В. Венедиктовым и поддержанная С.Н. Братусем, О.С. Иоффе и многими другими цивилистами . Согласно этой теории в основе правосубъектности юридического лица лежит не только единство государственной социалистической соб-ственности, но и оперативное управление ее частями .
В противовес теории коллектива были выдвинуты и другие теории юридиче-ского лица. Во-первых, «теория государства», согласно которой поскольку единствен-ным собственником имущества государственного юридического лица является госу-дарство, то и за государственным юридическим лицом всегда стоит государство, или «всенародный коллектив», являющийся действительным собственником его имущест-ва . Индивидуализацию же юридических лиц следует искать не в людском коллекти-ве, а в специфике того участка, на котором осуществляется его деятельность.
Во-вторых, это «теория директора», автор которой Ю.К. Толстой исходил из то-го, что за каждым государственным юридическим лицом стоят: 1) само социалистиче-ское государство как единый и единственный собственник предоставленного юриди-ческому лицу государственного имущества; 2) руководитель хозяйственного органа, являющийся уполномоченным государства по управлению вверенным ему имущест-вом согласно планам, преподанным государством. Поэтому Ю.К. Толстой утверждал, что только руководитель (директор) государственного органа выступает в качестве но-сителя гражданской правоспособности советского юридического лица. Он считал, что директор воплощает волю государства творчески, с учетом конкретной обстановки .
И, наконец, - «теория социальной реальности», впервые выдвинутая Н.Г. Алек-сандровым и согласно которой юридическое лицо представляет собой особое отноше-ние между людьми по поводу имущества; отношение, заключающееся в том, что из-вестный имущественный комплекс для обеспечения каких-либо общих интересов пе-редается в управление тем или иным дееспособным лицам («органам» юридического лица). Последние от имени юридического лица приобретают имущественные право-мочия, реализуемые для пополнения данного имущественного комплекса, и принима-ют имущественные обязанности, выполняемые за счет средств этого комплекса .
На мой взгляд, из рассмотренных выше теорий именно теория фикции и теория социальной реальности являются наиболее подходящими для правоприменения. Дей-ствительно, согласно п.1 ст.53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соот-ветствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Таким образом, вступление в имущественный оборот юридического лица осуществляется по-средством действий органа юридического лица, вступающего в отношения с иными лицами (реальными - гражданами и искусственными - юридическими лицами).
Участие юридического лица в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности. Так, судом было указано, что сделки по приобретению товаров совершены обществом с предпри-ятиями, которые не имеют государственной регистрации, т.е. не обладают правоспособно-стью, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле ст. 153 ГК. Поскольку несуществующее юридическое лицо не обладает правоспособностью и не подпадает под понятие, определенное в статьях 48-49 ГК, оно не может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности
Согласно ч.3 ст.49 ГК, правоспособность юридического лица возникает в мо-мент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из еди-ного государственного реестра юридических лиц.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об акцио-нерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1.
4. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2007) «Об обществах с ограниченной ответственностью». // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «О некоммерче-ских организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.
7. Указ Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федера-ции» // САПП РФ. 1994. № 11. Ст. 1194.
8. Постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 (ред. от 16.09.2003) «Об уполномоченном федеральным органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хо-зяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.
9. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и ин-дивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864.
10. Амвросов А.И. Законодательство о государственной регистрации юридиче-ских лиц: теория и практика // Законодательство. 2001. №2.
11. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2005.
12. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2006.
13. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве собственности и законодательстве. СПб., 2002.
14. Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.
15. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001. № 8.
16. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2002.
17. Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М., 2002.
18. Зуйкова Л., Карсетская Е., Васильева М. Создание предприятия // Экономико-правовой бюллетень. 2004. №10.
19. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Госу-дарство и право. 1997. № 5.
20. Иоффе О.С. Цивилистическая доктрина промышленного капитализма // Из-бранные труды по гражданскому праву. М., 2000.
21. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и тео-рии. М., 2003.
22. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица: Монография. М.: Изд-во «Статут», 2005.
23. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. М., 2006.
24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2004.
25. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юри-дических лиц» / Отв. ред Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. М., 2003.
26. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избранные тру-ды по акционерному и торговому праву. М.: Статут, 2005.
27. Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивиду-альных предпринимателей // Гражданин и право. 2001. № 11.
28. Подсосонная В.В. Юридическое обособление имущества. М., 2004.
29. Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона «О госу-дарственной регистрации юридических лиц» // Хозяйство и право. 2002. № 1.
30. Степанов А.Г. Общие вопросы хозяйственной деятельности юридического лица // Право и экономика. 2004. № 10
31. Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000.
32. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие. М.: ЗАО Юсти-цинформ, 2006.
33. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000.
34. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юриди-ческих лиц // 3аконодательство. 2000. № 1.
35. Тонян В.В. Создание коммерческих организаций: понятие, принципы, при-знаки // Юрист. 2005. № 4.
36. Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: от-дельные аспекты // Адвокат. 2006. №4.
37. Ширинская Е. О коллизии государственной регистрации / Е. Ширинская // ЭЖ-Юрист. 2006. № 6.
38. Шиткина И.С. Холдинги: Правовое регулирование и корпоративное управле-ние: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006.
39. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых вопро-сах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 10.
40. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопро-сах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.
41. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.09.2006 г. № А79-17143/2005 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
42. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2002 № А74-3091/01-К1-Ф02-580/2002-С2 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс: су-дебная практика».
43. Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2002 г. № Ф09-1083/02-АК // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».

Список курсовых работ по предмету гражданское право