2.1. Усыновление (удочерение) детей
Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве приоритетной формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление закреплено во всех существующих правовых системах современности. Именно усыновление позволяет в наибольшей степени обеспечить защиту прав и интересов осиротевшего ребёнка и, прежде всего, права ребёнка жить и воспитываться в семье.
Как известно, усыновление должно соответствовать интересам ребёнка. При этом под интересами ребёнка при усыновлении, понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного психического, физического и духовного развития.
В первую очередь следует сказать о необходимости существования самого института усыновления. Тем более что в литературе высказано мнение: разрешить усыновлять можно только родственников и детей супруга[51, с. 12]. Все прочие случаи усыновления объявляются не соответствующими интересам ребенка, поскольку чужие по крови люди никогда не смогут заменить ребенку родителей. Автор ратует за расширение иных форм воспитания детей в семье, в частности тех из них, которые подразумевают договорные отношения, поскольку в этом случае возможно конкретизировать права и обязанности приемных родителей, а также обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приемной семье.
С такой позицией согласиться нельзя. Институт усыновления необходим. Это подтверждается не только современной практикой, когда число усыновлений весьма значительно , но и историей существования данного института. Достаточно вспомнить, к чему привела отмена усыновления в 1917 году. Тогда увеличилось число беспризорных детей, были распространены случаи фактического принятия детей в семьи без надлежащего юридического оформления, предпринимались попытки использовать хотя бы отдаленно схожие правовые институты для закрепления возникших отношений усыновления. И, несмотря на законодательный запрет, в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении[57, с. 88; 30, с. 51-52].
Что касается иных способов устройства детей в семью, которые рассматриваются как альтернатива усыновлению, то, не умаляя их достоинств и не принижая их значения, отметим, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни. Семейный кодекс РФ провозглашает приоритет семейного воспитания ребенка (п. 3 ст. 1 СК РФ) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Существование правового института усыновления является одной из оновных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка.
Многие дети поступают в государственные учреждения ослабленными, имеют серьезные патологии. За время пребывания в государственных учреждениях почти каждому третьему ребенку оформляется инвалидность[35, с. 144]. Эти факты свидетельствуют о необходимости в первоочередном порядке принимать меры к укреплению семьи. Следовательно, институт усыновления как способ обеспечения права детей жить и воспитываться в семье необходим.
Понятие термина «усыновление» отсутствует в законодательстве Российской Федерации и рассматривается только в рамках доктрины, где мнения ученых подчас расходятся. В разные эпохи на первое место выдвигались различные положения института, которые и характеризуют его в целом. Так, Рясенцев В.А., Матвеев Г.К. считают усыновление юридическим актом, порождающим семейные отношения[48, с. 253], Беспалов Ю.Ф. - способом защиты прав и интересов ребенка[28, с. 40], по Нечаевой А.М. это акт, порождающий родительские права и обязанности по закону[40, с. 274].
Все приведенные выше позиции верны, но определяют признаки усыновления и зависят от стороны изучаемого явления. В известной степени это верно, так как усыновление это сложный, многосубъектный и многоуровневый институт семейного права. Но полное и окончательное понятие о нем может сложиться только после изучения всех его проявлений.
Усыновление, с одной стороны, - это процедура, при строгом соблюдении которой устанавливается правовая связь между ребенком и усыновителями (усыновителем). А с другой стороны это юридический акт, направленный на принятие ребенка в семью как родного со всеми вытекающими из этого последствиями по закону. Но это акт как порождающий права и обязанности у установленных родителей и детей, так и прекращающий права и обязанности в отношениях между биологическими родителями (одним из родителей) и ребенком, усыновленным другими лицами.
Кроме сказанного, мы не должны забывать еще и о том, что в отношениях по усыновлению (удочерению) участвуют третьи незаинтересованные, но компетентные лица это суд, орган опеки и попечительства.
Таким образом, мы можем отметить, что усыновление (удочерение) представляет собой сложный фактический состав действий кандидатов в усыновители и компетентных государственных органов, совершаемых в соответствии с порядком, установленным законом, с целью возникновения прав и обязанностей между усыновителями (усыновителем) и ребенком аналогичным правам и обязанностям биологических родителей и детей[27, с. 164].
В соответствии со ст. 125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, и по правилам гражданского процессуального законодательства в порядке особого производства. Эта норма значительно изменила правила усыновления в отличие от Кодекса о браке и семье 1969 г., где был предусмотрен административный порядок усыновления. Приоритет судебного порядка мы усматриваем в том, что суд это независимый, незаинтересованный в исходе дела компетентный орган, представляющий интересы государства; он позволяет выявлять и предупреждать злоупотребления как со стороны кандидатов в усыновители, так и со стороны органов, работающих с детьми и усыновителями. А установленная законом процедура рассмотрения дела в суде позволяет объективно оценить представленные в суд документы и заявления.
В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Поэтому в судебном заседании обязательно личное участие кандидата в усыновители и представителя органа опеки и попечительства (ст. 125 СК РФ), как компетентного органа по вопросам детства. В данной ситуации сотрудник органа опеки и попечительства дает заключение о соответствии интересам ребенка усыновления его определенным лицом.
Семейный кодекс в ст. 126.1 установил важное и своевременное правило (которого в законодательстве до 1998 г. не было), по которому запрещается посредническая деятельность по усыновлению детей. Введение этой части в СК РФ было вызвано потребностями практики, сложившейся при передаче детей в семьи на воспитание.
При этом законодатель указывает, что не является посреднической деятельностью, работа органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти при выполнении обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов, прошедших аккредитацию в России. Вышеуказанные органы и организации при подборе детей и проверке кандидатов в усыновители осуществляют профессиональную деятельность от имени государства, несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей в силу закона РФ или международного договора и не могут преследовать цели коммерческой выгоды.
Взаимные права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления. Далее, суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления направляет выписку из решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. То есть усыновление подлежит государственной регистрации.
Но прежде чем у усыновителей и детей усыновленных возникнут взаимные права и обязанности, необходимо проверить соответствие кандидатов в усыновители требованиям закона и соблюсти при этом императивно установленные правила и условия усыновления.
В соответствии со ст. 127 СК РФ, усыновителями не могут быть:
− супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
− лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
− лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
− бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
− лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
− лица, не состоящие в браке между собой, не могут совместно усыновлять одного и того же ребенка.
Тема: «Защита прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей»
Содержание:
Введение..3
Глава 1. Необходимость и условия развития защиты прав и
интересов детей..6
1.1. Историческое развитие защиты детства и международные
документы о правах ребёнка.6
1.2. Содержание прав ребёнка.15
Глава 2. Формы устройства (воспитания) как мера защиты прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей...32
2.1. Усыновление (удочерение) детей32
2.2. Опека и попечительство над детьми...40
2.3. Приемная семья.50
Глава 3. Роль государства в обеспечении защиты прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей...63
3.1. Основные направления деятельности государства в
обеспечении защиты прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей....63
3.2. Организация защиты прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей. Проблемы российского
законодательства...69
Заключение74
Список использованной литературы...78
Приложения...84
Введение
В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на воспитание в семью.
В последнее время наблюдается значительное усиление внимания со стороны государства, общественности и средств массовой информации к проблемам семьи и детства. Напряженный ритм жизни, ухудшение материального положения населения и, как следствие, увеличение числа маообеспеченных семей, где родители большую часть времени тратят на поиски средств к существованию, не в силах заниматься воспитанием детей, приводят к тому, что наиболее уязвленными оказываются дети. Неблагоприятные тенденции развития общества также способствуют ухудшению положения детей и нарушению их прав. Нарушению прав детей способствуют и непонимание, а зачастую и незнание законодательства как самими детьми, так и их родителям.
Одно из основных прав ребёнка − право жить и воспитываться в семье. Семья, безусловно, лучшее место для воспитания детей. В наше время положение о незаменимой роли семьи в становлении личности ребёнка, его физическом, психическом развитии стало аксиомой. В статье 71 Семейного Кодекса предусмотрено, что дети могут быть отделены от семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Однако за ребёнком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняются имущественные права, в том числе право на получение наследства.
Каждый ребёнок имеет право на жизнь в семье, в кругу родителей и родственников, на их заботу и внимание. Однако, к сожалению, это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и т.д., и в этом случае ребёнок остается вне семьи, лишается попечения родителей.
В новых социально-экономических условиях проблемы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую остроту. Основной задачей государства является сохранение и укрепление биологической семьи.
Всем вышесказанным и предопределяется актуальность темы данной дипломной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего интересов ребенка.
Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей стройство детей, а также основные научно теоретические концепции по проблематике темы.
Цель работы состоит в комплексном анализе современных способов защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
− проследить историческое развитие защиты детства как в международных документах о правах ребенка, так и в российском законодательстве;
− проанализировать содержание прав ребенка;
− дать характеристику основным формам устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей;
− определить роль и указать основные направления деятельности государства в обеспечении защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
− выявить проблемы российского законодательства в организации защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Методологической основой дипломной работы являются объективность и системность научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектическом, историческом, формально-логическом, сравнительно-правовом, структурно-системном и других методах научного познания.
Теоретической основой служат научные труды ученых в области семейного, гражданского, административного права: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, И.М. Кузнецовой, Л.Ю. Михеевой, А.М. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, С.Ю. Чашковой, Е.А. Чефрановой и других.
Нормативную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся правового регулирования защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 7 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Необходимость и условия развития защиты прав и интересов детей
1.1. Историческое развитие защиты детства и международные документы о правах ребёнка
В 2009 году исполняется двадцать лет со дня принятия важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов и обеспечившего правовую защиту самой уязвимой части человечества детй.
Конвенция ООН о правах ребенка, соединившая в себе весь предшествующий опыт в защите прав человека, была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года[4].
Идее прав и свобод человека не одна сотня лет, но сама постановка вопроса о необходимости всеобщего соблюдения основных прав и свобод возникла только в XX веке. Законодательное закрепление права человека впервые получили во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, но вплоть до XX века в большинстве стран мира права человека зависели от его положения в обществе и сословия, к которому он принадлежал. Только XX век, породивший страшные потери двух мировых войн и поставивший человечество на край гибели, позволил осознать права человека как общецивилизационную ценность, показал, что нет иного института, противостоящего произволу власти и насилию, кроме института прав человека.
Какой же исторический путь нужно было пройти людям, чтобы к концу XX столетия понять, что дети имеют право на особое место в этом институте, являются особым субъектом права, требуют особой защиты и поддержки? Это был долгий и трудный путь. Фактически до конца периода средневековья детство не обозначалось как социальный феномен, отдельная категория или период человеческой жизни. Детей считали «маленькими взрослыми», которые ничего не умели, а потому и были ничем. Бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку и его правам было свойственно практически всем странам. Детей до 6-7 лет не учитывали даже во время переписи населения, поскольку у них было слишком мало шансов выжить. Тех же, кому в этом повезло, сразу признавали взрослыми.
История свидетельствует, что до IV столетия н.э. новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний. Вплоть до XIX века жесткие методы выхаживания младенцев, болезни и антисанитария приводили к высокой смертности детей. Большинство историков причину этого усматривают не в тяжелых условиях жизни, а в безразличии и отсутствии интереса к детству.
Первый выраженный интерес к детям возникает лишь в XVI веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует уитывать в процессе обучения и воспитания. Появляется система просвещения. В то время существовали две прямо противоположные точки зрения на воспитание и просвещение детей.
Моралисты XVI-XVII веков называли детей «погаными», и через образование их нужно было сделать «хорошими». Романисты XVIII века, к которым принадлежали Гете и Ж.-Ж.Руссо, считали детей «хорошими от рождения » и пропагандировали идеи свободного воспитания. Представители свободного воспитания требовали признания каждого ребенка самостоятельной личностью, декларировали его право на свободное развитие и образование, соответствующее природе. Оба этих подхода сходились в одном они проявляли интерес к детям как особой группе, а к детству как особому периоду человеческой жизни.
Педагогическое течение свободного воспитания оказало на общество огромное влияние в принятии идеи защиты прав ребенка. Первым был Ж.-Ж.Руссо со своим знаменитым «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Так было провозглашено первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок. «Дети именно дети, а не взрослые в уменьшенном масштабе», писал 150 лет спустя немецкий педагог В.А. Лай.
Так общество «открыло» ребенка и детство как отдельный социальный феномен. И этот процесс, конечно же, начался в высших, образованных слоях общества сначала в отношении мальчиков, а потом и девочек.
В начале ХХ века идея прав ребенка заняла прочные позиции в свободной педагогике Европы и России. Двадцатое столетие в педагогике было открыто книгой «Век ребенка» известной шведской деятельницы женского движения Эллен Кей. Книга стала символом и манифестом новой педагогики. Эллен Кей провозглашала несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира и право на выбор родителей, означавшее право ребенка рождаться здоровым и желанным, в результате любви. «Каждая женщина имеет обязанности по отношению к неродившемуся ребенку, писала она, это закон природы, с которым придется считаться обществу. Для этого общество должно создать законодательство по охране материнства и детства, о регулировании женского труда, организовать служу семьи и по-новому воспитывать и женщину, и мужчину»[36].
Новое отношение к детям как к группе с собственными гражданскими правами, установление их нового статуса постепенно изменили отношения между детьми и взрослыми. В это время (конец XIX начало XX столетия) появляются новые социальные институты организации по защите детей, педиатрические учреждения, система обязательного просвещения, молодежное движение. В просвещении и воспитании начинает господствовать новая концепция: поскольку до определенного возраста ребенок не является зрелым, ему нужно оказывать помощь и стимулировать его развитие. Ребенок ставится в позицию «пока не...» пока не образован, пока не взрослый, пока не может иметь свои взгляды, мнения. Такое «исключение» из социальной жизни, своеобразная социальная резервация, продолжало существовать до 70-х годов XX столетия на фоне попыток описать феномен детства «новыми словами»: раннее или позднее детство, подростничество и т.д. Во всех случаях главной характеристикой было «пока не..», иными словами отстраненность и зависимость.
Как видно, на протяжении всего эволюционного развития статус ребенка обозначался отсутствием практически всех гражданских прав. Не существовало философского или правового признания права ребенка на самоопределение. Не удивительно, что такой статус детей постепенно стал восприниматься как проблема разными людьми из разных сфер деятельности. Это и привело к возникновению всемирного движения за права ребенка, то есть за то, чтобы дети имели все фундаментальные гражданские права и могли распоряжаться ими самостоятельно. Признание детской автономности и права на самоопределение является фундаментальным признанием их правовой способности. Равные вне зависимости от возраста права это отправной пункт всемирного движения за права ребенка. Оно не заявляет об одинаковом отношении к взрослым и детям, но проповедует то, что дети должны иметь гарантии быть самими собой. Интересы и потребности детей должны быть признаны, они не должны восприниматься как второстепенные по отношению к интересам взрослых людей. Всемирное движение за права детей также борется за право детей участвовать в жизни общества.
Первые международные документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы не столько обеспечения прав ребенка, сколько меры предупредительного характера для недопущения рабства и эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции.
В 1902 году Гаагская конференция по международному частному праву признала, что «интересы ребенка» являются важным критерием в конвенциях по защите меньшинств. В 1919 году Международная Организация Труда приняла Конвенцию, которая ограничивала минимальный возраст работника.
В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В
Нормативно-правовые акты и материалы практики:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237 от 25 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указом Президента от 21.07.2007 № 5-ФКЗ).
2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
3. Европейская конвенция об осуществлении прав детей. Страсбург. 25 января 1996 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2002.
4. Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 57 (I) от 11 декабря 1946 г. о создании Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239 от 08.12.1994 (в ред. от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 19.07.2007 № 197-ФЗ и от 06.12.2007 № 333-ФЗ).
7. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410 ( вред. от 02.10.2007 № 225-ФЗ).
8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532 (в ред. от 02.10.2007 № 225-ФЗ).
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. (В ред. от 03.03.2008 № 21-ФЗ).
10. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340 ( вред. от 04.12.2007 № 324-ФЗ).
11. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16 (в ред. от 29.12.2006 № 258-ФЗ).
12. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954 (в ред. 08.04.2008 № 43-ФЗ).
13. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. − Национальный план действий в интересах детей. Утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 // Собрание законодательства РФ. 1995.
14. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
15. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Российская газета» от 27 декабря 1996 г.
16. Федеральный закон РФ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
17. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
18. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4920.
19. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959.
20. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3721.
21. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195: «О детском доме семейного типа» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1251.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // БВС РФ. 1993. № II; 1994. № 3; 1997, № 1.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // БВС РФ. 2006. № 6.
24. Письмо Минобразования России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах приемных семей - детских домов семейного типа» // Текст письма официально опубликован не был.
Специальная литература:
25. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. М. 1999.
26. Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитание детей. «Журнал российского права», № 6, июнь 2006 г.
27. Батурина Н.И. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Свобода. Право. Рынок. Материалы Всероссийской научной конференции «40 лет Волгоградской цивилистике», 21-22 мая 2007 года. - Волгоград: ВА МВД России, 2007, Вып. 5.
28. Беспалов Ю.Ф. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. 1997. № 7.
29. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М., 2004.
30. Гидулянов П.В. Брак, развод, отыскание отцовства и усыновление. М., 1925.
31. Гражданское право в вопросах и ответах: учеб. пособие // под ред. С.С. Алексеева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2007.
32. Загоровский А. И. Курс семейного права. М.: Зерцало, 2003.
33. Звенигородская Н. Ф. История развития института приемной семьи в России // История государства и права. 2007. № 10.
34. Карелова Г.Н. Реализация прав детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. В сб.: Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000.
35. Карелова Г.Н. Вместо введения: пилотный проект «Формирование в Российской Федерации института Уполномоченного по правам ребенка» и первые результаты его реализации // Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база. М., 2001.
36. Кей Э. Век ребенка. М., 1910.
37. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации // Под ред. И.М. Кузнецовой. 2-е изд. М., 1999.
38. Короткова Л. П. Возродить институт патроната детей // Правоведение. 1990. № 2.
39. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. № 5.
40. Нечаева А. М. Семейное право. М.: Юрист, 1998.
41. Нечаева А.М. Защита прав ребенка в рамках семейного законодательства России // Право и политика. 2004. № 4.
42. Носенко Л.И. Некоторые аспекты защиты имущественных прав несовершеннолетних граждан в судебном порядке. Адвокатская практика, № 3, 2004.
43. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад 2000 год. М., 2000.
44. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Международный издательский дом «Синергия», 2000.
45. Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф. Отцы и их дети после развода // Социологические исследования. 2002. № 6.
46. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997.
47. Семейное право России: учеб. для вузов // Л.М. Пчелинцева. 5-е изд. перераб. М.: Норма, 2007.
48. Советское семейное право // Под ред. В. Л. Рясенцева. М., 1982.
49. Темникова Н.А. Реализация и защита личных неимущественных прав ребенка в семейном праве России. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата юридич. наук. Екатеринбург, 2006.
50. Тресцова Е.В. Развитие института усыновления в новых экономических условиях. В сб.: Семья в новых социально - экономических условиях. Н. Новгород, 1998.
51. Трошина С. Жизнь и труд на чужбине // Трудовое право. 2000. № 4.
52. Усыновление в России: Интернет-проект Минобрнауки РФ // http://www.usynovite.ru/statistics.
53. Федорова О. А. Развитие системы призрения детей-сирот в России // Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства. М.: Городец, 2005.
54. Фетисова О.В. Договор как основание возникновения приемной семьи // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2004.
55. Чашкова С.Ю. Система договорных обязательств в российском семейном праве. Дис. на соиск... канд. юридич. наук. М., 2004.
56. Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2004.
57. Чирикова З. Примачество и усыновление // Вестник советской юстиции. 1927. № 3.
58. Эрделевский А. Ребенок - тоже человек // Человек и закон. 1998. № 11 - 12.
59. Яковлева Н.Г. Проблемы независимого социального контроля в деятельности уполномоченного по правам ребенка // Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база. М., 2001.