Введение В современных системах управления предприятиями всё более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать её безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность её обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами. Кроме того, современная практика торговых отношений, как правило, включает в себя проверку и оценку заказчиком существующей у поставщика системы управления качеством, которая рассматривается заказчиком как дополнительная гарантия стабильности качества поставок. При этом система качества должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000, которые представляют собой современный уровень управления качеством и включают в себя перечень апробированных элементов, необходимых для обеспечения качества. Среди этих элементов – контроль качества материалов, операционный контроль при изготовлении, различные виды испытаний продукции, обучение и мотивация персонала и т.д. Поэтому исследование вопросов управления качеством в российских компаниях и проблем, препятствуют более успешному развитию предприятий в этом направлении являться актуальным. Ведь движение в сторону совершенствования методов управления является главным направлением развития экономики предприятий России. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. В настоящий момент в России качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризиса лежит в скорейшем освоении конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий. В России подготовку аудиторов систем качества в основном организует Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), а также ряд негосударственных организаций совместно с зарубежными. Целью курсовой работы является изучение теоретических практических основ управлыения качеством в России на современному этапе. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: исследование содержания системы управления качеством; анализ современных тенденций развития управления качеством в России; обоснование направлений совершенстования систем управления качеством на российских предприятиях. Объектом исследования в курсовой работе является система управление качеством. Предметом исследования – теоретические и практические вопросы, связанные с развитием управления качеством в России.
Содержание Введение 3 Раздел 1. Теоретические аспекты управления качеством 5 1.1. Особенности управления качеством продукции 5 1.2. Системы менеджмента качества 7 Раздел 2. Практические аспекты управления качеством на российских предприятиях 16 2.1. Системы управления качеством в советской промышленности 16 2.2. Современные тенденции управление качеством в России 19 2.3. Проблемы и перспективы внедрения международных стандартов ISO 14000 на российских предприятиях 26 Заключение 31 Список литературы 33
Список литературы 1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (31.08.2001) 2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (31.08.2001) 3. Международный стандарт ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Перевод. - ООО «Интерсертифика Р», 2002. 4. DIN EN ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования». Перевод. – ООО «Интерсертифика Р», 2005. 5. Австриевских А. Н. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности: учебник / А. Н. Австриевских, В. М. Кантере, И. В. Сурков, Е. О. Ермолаева. – 2–е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.- С.133 6. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Система экономики качества. - 2005, с. 15-16. 7. Алексеев В. Н. Анализ уровня безопасности // Методы менеджмента качества. - 2004. - №2. - С. 47-49. 8. Герасимов Б. И. Управление качеством / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. - М.: КНОРУС, 2006. - 272 с. 9. Гончаров, Э. Почему в России нет качества? / Э. Гончаров // Стандарты и качество. - 2005. - № 1. - 50-53. 10. Деминг У. Э. Выход из кризиса / У.Э. Деминг. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 498 с. 11. Иванов, В. А. Постоянное улучшение и его место в СМК организации / B. А, Иванов, В. М. Шилов, А. В. Оборин // Методы менеджментакачества. - 2004.-№ 4. - 41-45. 12. Иванов, В. П. Особенности и перспективы движения за качество на предприятиях промышленности / В. Н. Иванов // Методы менеджментакачества.-2003.-С. 100-103. 13. Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России//http://www.elitarium.ru/2006/04/14/koncepcija_vseobshhego_kachestva_tqm_kak_nacionalnaja_ideja_rossii.html 14. Лапидус, В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. A. Лапидус. - М.: Новости, 2000. - 432 с. 15. Магомедов М. Д., Рыбин А. В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2006.- 432 с. 16. Максимов, Ю. А. СМК как средство повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия. Особенности реализации / Ю. А.Максимов, В. И. Папков, В. Н. Сабодаш // Методы менеджментакачества. - 2005. -№ 11. - 17-25. 17. Овсянко Д. Применение стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях// Стандарты и качество. – 2008. - №2. – с.12-15 18. Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2007. – 144 с. 19. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.- 312 с. 20. Роль стандарта ИСО 9001 в цепи поставок// http://www.klubok.net/article2400.html 21. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм. Под ред. К.Р. Гончар и Б.В.Кузнецова. – М.: ГУ-ВШЭ, 2008. – 109 с. 22. Чайка В. А. Механизм непрерывных улучшений: схемы реализации в российских компаниях // Материалы XV ежегодной международнойконференции «От менеджмента качества к качеству менеджмента ибизнеса». - СПб., 2005. - 151-164. 23. Шестаков, А. Менеджеры — об управлении качеством / А. Шестаков // Стандарты и качество. - 2003. - № 7. - 64-67.