Введение Вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения, подготовки кадров педагогов всегда были и будут вопросами государственного значения, нацеленными на выполнение основной задачи педагогики – воспитания гармонической, всесторонне развитой личности. Эффективность и качество педагогического процесса зависят от ряда факторов, и прежде всего от того, опираются ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей. Педагогическая наук, выдвигая для каждого периода детства центральные воспитательные и образовательные задачи, рекомендуя приёмы и методы их реализации, обосновывает их соответствие каждому возрасту, с тем, чтобы вооружить педагогов и воспитателей действенными профессиональными средствами для успешной работы. Советская дошкольная педагогика занимает особое место в мировой педагогике. Она изучала цели, задачи и содержание всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В советское время в нашей стране действовала государственная «Программа воспитания в детском саду», которая предусматривала всестороннее воспитание детей дошкольного возраста с учётом их психофизиологических и индивидуальных особенностей. Опыт создания такой программы и её реализация на практике изучалась и перенималась в братских социалистических странах. Актуальность задач физического воспитания подчёркивалась и Программой КПСС: «Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи…».1 Партия и Правительство Советского государства с самого своего _______________ 1. Материалы XXVII съезда КПСС. – М., 1986. становления проявляло огромную заботу о подрастающем поколении, считая, что всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям – первому звену в системе народного образования. В статье 25 Конституции СССР 1977 года указывается, что созданная в нашей стране единая система народного образования постоянно совершенствуется. Она призвана обеспечить коммунистическое воспитание подрастающего поколения, подготовить его к труду и общественной деятельности. Формирование нового человека – необходимое условие построения коммунистического общества, поэтому вопросам воспитания было уделено такое большое внимание на XXV съезде КПСС. В частности, в решениях съезда предусматривалось дальнейшее расширение сети дошкольных учреждений. На дошкольные учреждения совместно с семьёй возлагалась забота о будущих гражданах нашей страны. Целью данной работы является исследование особенностей физического воспитания дошкольников в России в период с 1917 года по 1990 год. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - определить становление дошкольного воспитания в России после 1917 года; - исследовать развитие дошкольного воспитания в период после Великой Отечественной и до 1990 года; - отметить особенности физического воспитания дошкольников в России в период с 1917 – 1990 гг.; - определить мероприятия по охране и здоровью дошкольников как неотделимый элемент от физического воспитания дошкольников. Предметом исследования являются особенности физического воспитания дошкольников в России с 1917 по 1990 год. Объектом исследования является теория физического воспитания дошкольников в России с 1917 по 1990 гг.
Введение 2 1. Становление и развитие дошкольного воспитания в России с 1917 года по 1990 год 4 1.1 Становление дошкольного воспитания после 1917 года 4 1.2 Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма 12 2. Особенности физического воспитания дошкольников в России с 1917 года по 1990 год 18 2.1 Задачи и условия физического воспитания 18 2.2 Основные средства физического воспитания 21 2.2 Охрана жизни и здоровья детей 28 Заключение 31 Список использованной литературы 33
1. Материалы XXVII съезда КПСС. – М., 1986. 2. Программа Коммунистической партии Советского Союза. – С. 96. 3. Сборник основных инструктивно-методических материалов по разделу гигиены детей и подростков. /Министерство здравоохранения ССР – М.,1975. 4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение. – 1983. – 144 с. 5. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада/Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др. – М.: Просвещение. – 1987. – 160 с. 6. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. Сада/Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В. и др. – М.: Просвещение. – 1983. – 256 с. 7. Детский сад: Кн. Для заведующих/В.М. Изгаршева, Т.П. Сафонова, Е.А. Лебедева и др. – М.: Просвещение. - 1982. – 256 с. 8. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. – 1978. – 416 с. 9. История дошкольной педагогики/Под ред. Л.Н. Литвина. – М., 1989. 10. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. Учебник для педвузов. – М.: Просвещение. – 1966. – 454 с. 11. Крупская Н.К. Воспитание. Пед.соч. в 10 т., Т.2. – М., 1958. 12. Литвин Л.Н. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию//Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3. – С.56. 13. Луначарский А.В. За нового человека//Учительская газета. – 1928. – 20 июля. 14. Луначарский А.В. Мысли о спорте. – М., 1930. – С. 32. 15. Луначарский А.В. О коммунистическом воспитании. – Киев, 1977.- С.80. 16. Мир детства. Дошкольник./Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика. – 1979. – 416 с. 17. Новиков А.Д., Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. Т.1 – М., 1967. 18. От дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению (1917) История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999. – 398 с. 19. Педагогика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.В. Белорусовой, И.Н. Решетень. – М.: Физкультура и спорт. – 1986. - 288 с. 20. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.- М.: Просвещение. – 1988. – 479 с. 21. Педагогика: Хрестоматия. Учеб. Пособие для учащихся пед./Сост.А.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение. – 1985. – 415 с. 22. Сагайдачная Е.А. Формирование волевых качеств у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М.: изд. АПН СССР. - 1987. - 127 с. 23. Северикова Н.М. А.В. Луначарский о воспитании. – М.: «Высшая школа». – 1990. – 190 с. 24. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа. – 1990. – 576 с.