Юридические средства защиты имущественных прав потребителей от недоброкачественных товаров за последние годы приобрели особо актуальное значение. Законодатель выдвинул эту проблему перед юридической наукой и правоприменительной практикой. Конечно, право не может претендовать на роль решающего инструмента в обеспечении безопасности промышленных изделий, товаров и услуг, результатов работ. Эта задача требует объединенных усилий науки и практики, развития производительных сил и совершенствования государственной экономической политики. Но ни политика государства в области обеспечения технической безопасности и стандартизации выпускаемой продукции, работ и услуг, ни сами стандарты, как бы совершенны они ни были, ни даже конкурентная борьба не в состоянии обеспечить ее решения в полном объеме, тем более что у новых видов изделий недостатки и опасные свойства обнаруживаются лишь по истечении некоторого времени после начала их производства.
В случаях причинения вреда лицам, эксплуатирующим такие изделия, используются поэтому нормы гражданского права. Сегодня определенно можно говорить о трех группах способов, используемых в гражданском праве для защиты интересов потребителей.
Во-первых, это положения договорного (обязательственного) права. Они предоставляют возможность такой защиты лишь при наличии определенных условий: контрагентом потребителя является обычно продавец, которому, как правило, в таких случаях бывает нечего поставить в вину. Ведь обычно речь идет о скрытых недостатках, которые проявляются по истечении определенного периода после начала эксплуатации изделия. Так что за исключением фактов ненадлежащей предпродажной подготовки, ненадлежащей информации покупателя об особенностях хранения и эксплуатации продаваемого товара и некоторых других нарушений, связанных с торговой деятельностью, заниматься поиском доказательств виновности продавца становится бессмысленно, так как в действительности речь может идти лишь о механизме переложения на его плечи последствий деятельности других лиц.
Во-вторых, это нормы общей деликтной ответственности, устанавливающие обязанность возмещения причиненного вреда всем тем лицам, с которыми причинитель вреда в договорных отношениях не состоит.
В-третьих, понадобилась разработка специального юридического института, обеспечивающего распределение этого риска между различными субъектами, причастными к производству продукции и доведению ее до потребителей.
Четыре взаимосвязанные проблемы служат ключом к объяснению природы и происхождения обязательств по возмещению вреда, причиненного недостатками продукта:
проблема обеспечения безопасности выпускаемой продукции для потребителей;
проблема правового обеспечения качества производимой продукции;
проблема защиты прав потребителей;
проблема ответственности без вины.
Основными задачами данной работы можно считать следующие:
1. выявить существенные признаки обязательства из причинения вреда недостатками продукта;
2. описать элементы обязательственного правоотношения;
3. описать систему оснований освобождения от ответственности за вред, причиненный недостатками продукта.
Объектом исследования является юридический механизм безопасности потребителей.
Предметом исследования являются обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товара, работы, услуги, сущностные свойства которых дают автору основание именовать их, хотя и с некоторыми оговорками, обязательствами по возмещению вреда, причиненными вследствие недостатка продукта.
Введение 3
1. Теоретическая часть 6
1.1.Общие положения о возмещении вреда 6
1.1.1. Общие основания ответственности за причинение вреда 7
1.2. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка товара, работы или услуги 12
1.3. Лица, ответственные за вред, причиненный вследствие недостатка товара, работы или услуги 15
1.4. Предоставление достоверной информации о товаре , работе, услуге. 17
1.5. Сроки возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги 24
1.6. Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги 28
2. Практическая часть 33
Заключение 38
Глоссарий 39
Список литературы 40
Приложения
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М., 1995.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, 2007
3. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые 31 мая 1991 г.
4. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР, 1964 г. / Под ред. С.Н.Братусь, О.Н.Садикова. М., 1982.
5. Закон О защите прав потребителей в редакции от 05.12.2002
6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей.
7. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ, частям первой, второй и третьей / под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова; Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт-Издат, 2007
8. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР с постатейными материалами / Под ред. М.К.Юкова. М., 2002
Дополнительная литература
9. Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 1995. N 7-12; 1996. N 1-6.
10. Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Гришаева М.: Юристъ, 2003.
11. Гражданское право. Том 1. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.:2000
12. Гражданское право. Том 2. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.:2000
13. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993.
14. Гражданское право России: Курс лекций. Ч. I / Под ред. О.Н.Садикова. М., 1996.
Судебная практика
15. Комментарий судебной практики. Вып. I / Под ред. К.Б.Ярошенко. М., 1994.
16. Практикум по гражданскому праву: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.И. Коваленко - М.: Статус, 2000