В предмет доказывания при признании судом безвестно отсутствующим входят следующие обстоятельства:
1) безвестное отсутствие гражданина. Это материально-правовое осно-вание, установленное ГК РФ для признания лица безвестно отсутствующим. Безвестное отсутствие слагается из группы фактов: а) установление места жи-тельства гражданина; б) отсутствие гражданина в этом месте жительства; в) от-сутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в те-чение одного года. При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число меся-ца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсут-ствующем, а при невозможности установить этот месяц 1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ);
2) факты активной и пассивной легитимации: наличие правовой заинте-ресованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявите-лем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим. Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений. На-пример, если заявление подано с целью последующего расторжения брака через органы загса, то необходимо установить наличие брчных отношений. Если за-явление подано от имени банка, то установлению подлежит факт получения ссуды, и т.д.
Если заявитель не указал цель, для которой требуется признание граж-данина безвестно отсутствующим, то суд оставляет заявление без движения;
3) принятие заявителем мер по розыску лица;
4) невозможность установления места нахождения данного лица;
5) существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и проч.;
6) отсутствие спора о праве. По смыслу гражданского процессуального законодательства, если при рассмотрении дела особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд оставляет заявление без рассмотре-ния и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 263 ГПК). Вместе с тем в одном процессе невоз-можно рассмотреть признание гражданина безвестно отсутствующим и спор о праве. В любом случае сначала требуется признать гражданина безвестно от-сутствующим, а затем рассматривать спор о праве. По этой причине при выяв-лении спора о праве суд сначала рассматривает дело о признании лица безвест-но отсутствующим, а лишь затем в исковом порядке после предъявления иска решается вопрос о праве.
Во время подготовки дела к судебному разбирательству необходимо проверить невозможность установления места нахождения лица, для чего суд вправе обращаться с запросами в соответствующие организации. Это жилищно-эксплуатационные организации (например, они могут располагать данными о том, когда гражданин оплачивал коммунальные услуги, и проч.), органы мили-ции (например, у них могут находиться протоколы о наложении администра-тивного взыскания на соответствующее лицо), органы местного самоуправле-ния по последнему месту жительства и месту работы отсутствующего. В случае необходимости могут быть сделаны запросы по месту вероятного нахождения лица. Выявление невозможности установления места нахождения гражданина связано с вероятностью умышленного поведения гражданина, который скрыва-ется от наказания, уплаты алиментов и проч. Для этого может быть сделан за-прос в органы внутренних дел о назначении розыска данного лица, в службу судебных приставов о принудительном исполнении в отношении гражданина решений судов или актов иных органов.
Как следует из законодательства (ст. 45 ГК РФ), по общему правилу для объявления гражданина умершим требуется установление основных матери-ально-правовых фактов: отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение срока, установленного законом (пять лет для объявления гражданина умершим). Предмет доказывания по данной категории дел можно подразделить на общий, характерный для объявления гражданина умершим при отсутствии исключительных обстоятельств, и специальный, ко-гда эти исключительные обстоятельства присутствуют.
Общий предмет доказывания относится к делам, когда требуется уста-новление отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пре-бывания в течение пяти лет. Этот предмет доказывания охватывает установле-ние следующих обстоятельств:
1) установление последнего места жительства гражданина;
2) отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пре-бывания в течение пяти лет. При этом пятилетний срок, установленный зако-ном для объявления гражданина умершим, исчисляется так же, как и по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим;
3) факты активной и пассивной легитимации наличие правовой заин-тересованности лица, подающего заявление об объявлении гражданина умер-шим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и граж-данином, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим: прекращение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца и проч.
Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания граждани-на безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждаю-щие наличие соответствующих правовых отношений. Например, если заявле-ние подано с целью последующего прекращения брака, то устанавливаются брачные отношения;
4) принятие заявителем мер по розыску лица;
5) невозможность установления места нахождения данного лица;
6) существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решния суда, других органов и проч.;
7) отсутствие спора о праве.
Как видно из сказанного выше, предмет доказывания по делам о при-знании гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеет много общего.
Специальный предмет доказывания относится к двум случаям объявле-ния гражданина умершим:
1) если в месте жительства гражданина, пропавшего без вести при об-стоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, нет сведений о его месте пребы-вания в течение шести месяцев. Здесь помимо указанных выше обстоятельств в предмет доказывания включаются факты, подтверждающие наличие обстоя-тельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель ли-ца от определенного несчастного случая. Обстоятельства, угрожающие смер-тью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчаст-ного случая, могут носить характер общеизвестных (наводнение, землетрясе-ние, террористический акт и проч.), и тогда они не подлежат доказыванию. Од-нако подобные обстоятельства могут не быть признаны общеизвестными, и то-гда их следует установить в суде. К тому же для данного случая установлен со-кращенный временной отрезок отсутствие гражданина в течение шести меся-цев;
2) военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вестив связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В этом случае допол-нительно в предмет доказывания включается установление факта нахождения на воинской службе (для военнослужащего) или нахождения гражданина в рай-оне военных действий. Законом установлен срок не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Факт военных действий и их окончания, как правило, является общеизвестным и поэтому не подлежит дока-зыванию. Однако если суд не признал этот факт общеизвестным, то он должен быть установлен в судебном разбирательстве.
В тех случаях, когда имеет место специальный предмет доказывания и если отдельные факты, входящие в него, не признаны общеизвестными, требу-ется представление соответствующих доказательств. Например, доказательст-вом того, что военнослужащий или гражданин пропал без вести в связи с воен-ными действиями, являются сообщения военкомата, командировочные удосто-верения в район военных действий, свидетельские показания и проч. В любом случае необходимым доказательством является извещение военкомата о про-паже данного лица.
При рассмотрении дел данной категории обязательно участие предста-вителя органа опеки и попечительства, а также прокурора, которые дают за-ключения по делу.
Оглавление
Введение.........3
1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно
отсутствующим и объявления умершим.............................................5
2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и
объявления умершим.9
3. Правовые последствия признания гражданина безвестно
отсутствующим и объявления умершим16
4. Правовые последствия обнаружения места пребывания либо
явки лица, признанного безвестно отсутствующим либо
объявленного умершим...........................................21
5. Актуальные проблемы института признания гражданина
безвестно отсутствующим и объявления умершим......................................23
Заключение................27
Список использованных источников...29
Введение
Актуальность темы исследования. Среди множества сложных соци-альных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее бесследное исчез-новение российских граждан и других физических лиц, проживающих на тер-ритории России: ежегодно в органы милиции поступает около десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предприни-маемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Для того, чтобы у родственников появилась возможность каким-либо образом совершать юридически значимые действия, связанные с личностью пропавшего, законодатель ввел институт признания гражданина безвестно от-сутствующим и умершим. Учитывая все вышеизложенные положения, актуаль-ность теоретических исследований института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим не вызывает сомнений.
Объект исследования представляет собой институт признания гражда-нина безвестно осутствующим и объявления умершим.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, яв-ляется гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе уче-та достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в механизме современного Российского государства.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие зада-чи:
1. Произвести общий анализ института признания гражданина без-вестно отсутствующим и объявления умершим.
2. Выявить и проанализировать порядок признания гражданина без-вестно отсутствующим и объявления умершим
3. Изучить особенности правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
4. Определить характеристики правовых последствий обнаружения места пребывания либо явки лица, признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим
5. Обозначить наиболее актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников и лите-ратуры.
1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно
отсутствующим и объявления умершим
Отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражда-нина, но даже о том, находится ли он в живых, порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его граждан-ских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолет-них детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст. 89, 93-97 Семейного кодек-са РФ ), и др.
Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания граданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) и объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ ). В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность граж-данина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она от того, было ли такое отсутствие установлено в судебном порядке.
Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объ-еме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности (ст. 18 ГК РФ), но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и факти-ческой возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного зако-ном вмешательства в его частноправовую сферу. Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвест-но отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.
Гражданское законодательство России предусматривает специальные правовые процедуры охраны имущества безвестно отсутствующих лиц и пога-шения их обязательств.
Закон различает признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим. Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предпо-лагается, что он жив. Его имущество не наследуется и находится под охраной. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в жи-вых. Правовые последствия в этом случае наступают такие же, как и при смер-ти человека. Однако объявление гражданина умершим производится, если с момента исчезновения человека прошло пять лет, и лишь в исключительных случаях через шесть месяцев (ст. 45 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно отсутст-вующим.
Ст. 42 ГК устанавливает: «Гражданин может быть по заявлению заинте-ресованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсут-ствующем началом исчисления сока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года».
В соответствии со ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного не-счастного случая, в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной граж-данин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объ-явлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания во-енных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоя-тельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его ги-бель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Термин «безвестное отсутствие» применяется в двух смыслах. Во-первых, им обозначается явление действительности, когда бесследно исчезает какой-то человек. Во-вторых, так называется правовой институт, созданный для разрешения неопределенности, возникшей из-за исчезновения субъекта каких-то правоотношений. Как явление объективного мира сущность первого не зави-сит ни от места, ни от времени, а правовой институт в качестве элемента над-стройки различен и исторически, и в зависимости от государства, в котором он существует.
В чем же сущность факта безвестного отсутствия? С момента рождения каждый человек становится субъектом права и вступает в многочисленные свя-зи с другими людьми. В детстве это в основном связи с родными, но с возрас-том круг связей расширяется. Не все эти связи правовые. Они могут сильно различаться по степени своего значения для человека. Некоторые из них со временем утрачиваются, вместо них возникают новые. Связи правового харак-тера являются правоотношениями. Если один из субъектов таких связей исчез-нет, то положение становится неопределенным: правоотношения не закончи-лись, как в случае смерти их субъекта, но и не осуществляются. При безвестном отсутствии утрачиваются все связи субъекта. Если же утрачена лишь часть свя-зей, то безвестного отсутствия нет.
Хотя безвестное отсутствие институт гражданского права, сам факт без-вестного отсутствия имеет более широкое значение, ибо прерывает не только гражданско-правовые связи, но и связи человека, регулируемые другими отрас-лями права. Так, для государственного права исчезает один из избирателей, для административного житель какой-то территориальной единицы, для финансо-вого налогоплательщик и т. д. Однако все эти отрасли права обходились без института безвестного отсутствия, и лишь для гражданского права и близких к нему гражданского процесса, семейного права, трудового права этот институт оказался необходимым, чтобы на основании такого юридического факта, как безвестное отсутствие лица, принять определенные меры.
Какие же правовые отношения и связи делают необходимым гражданско-правовой институт безвестного отсутствия и признания умершим? Прежде все-го личные неимущественные права, которые не уничтожаются со смертью че-ловека, не утрачиваются и при безвестном отсутствии и могут только нуждать-ся в защите другими лицами, поскольку самого человека, обладающего ими, нет и неизвестно, где он находится.
Несмотря на отмеченные различия, в целом нормы о признании безвест-ного отсутствия и умершим весьма близки, так как они предусмотрены для до-кументального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заяви-теля не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссыл-кой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.
При объявлении гражданина умершим, его правоспособность никак не зависит от принимаемого судом решения и последующих действий органов за-гса. Это техническое оформление не может повлиять на правоспособность гра-жданина, либо уже прекратившуюся в момент его смерти, либо сохранившуюся в полном объеме, если гражданин стался в живых, хотя были все основания предположить его гибель (например, при взрыве жилого дома, в котором он на-ходился).
Таким образом, правоспособность, будучи правовой категорией, нераз-рывно связана с жизнью гражданина и, как и жизнь, лишь единожды возникает и лишь единожды прекращается в момент его смерти.
Чьи интересы и права могут быть нарушены при установлении факта без-вестного отсутствия? Прежде всего, конечно, самого отсутствующего, но также и других связанных с ним лиц. Пропавший без вести не может ничего предпри-нять для защиты своих интересов и прав. Это приходится делать ex officio госу-дарству по просьбе заинтересованных лиц, организаций или по требованию прокурора. В какой степени те и другие интересы требуют защиты, решает суд в зависимости от обстоятельств дела. Однако при возвращении лица, признан-ного пропавшим без вести, необходимо выяснить, чем было вызвано его отсут-ствие. Только при безвестном отсутствии, лица помимо его воли можно ставить вопрос о полном восстановлении его прав.
Главной целью установления факта признания гражданина безвестно от-сутствующим либо объявления его умершим является защита его прав и иму-щества. Длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания за-трагивают интересы прежде всего членов семьи, у которых при таких обстоя-тельствах возникают права и соответствующие обязанности (например, право на пенсию по случаю потери кормильца; обязанности перед кредиторами тако-го лица и т.д.).
2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и
объявления умершим
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявле-нии гражданина умершим рассматривает суд в порядке особого производства.
Нормативно-правовые источники
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) / Информационно-справочная система «Га-рант», версия от 13.10.08 г.
2. Российская Федерация. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) / Ин-формационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
3. Российская Федерация. Гражданский процессуальный кодекс Рос-сийской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 22.07.2008) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
4. Российская Федерация. Законы. «Об актах гражданского состоя-ния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
5. Российская Федерация. Законы. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
6. Российская Федерация. Законы. «Об исполнительном производст-ве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 13.05.2008) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
7. Российская Федерация. «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пре-бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» Постановление Правитель-ства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 28.03.2008) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
8. Российская Федерация. «О применении норм Гражданского процес-суального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 13.10.08 г.
Учебники, монографии, брошюры
9. Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Су-ханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «БЕК», 2000. 495 с.
10. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Россий-ской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М.: ТОНДЭКСТРО, 2003. 928 c.
11. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма-Инфра-М, 2002. 475 с.
Периодические издания
12. Ихсанов Р.В. Некоторые особенности рассмотрения дел о призна-нии безвестно отсутствующими и объявлении умершими сотрудников органов внутренних дел // Заметки о современном гражданском и арбитражном процес-суальном праве. М.: Городец, 2004. С. 285-288.
13. Ластовка В.А. Безвестное отсутствие: Закон и практика // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Часть 12. Томск: Изд-во Томского университета, 2002. С. 115-118.
14. Машин И.П. Порядок и особенности признания военнослужащих безвестно отстствующими и умершими. Правовые последствия // Право в воо-руженных силах. 2000. № 10. С. 7-13.
15. Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы призна-ния гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Наследст-венное право. 2006. № 2. С. 29-31.
16. Михеева Л. Безвестное отсутствие должника // Российская юстиция. 2001. № 5. С. 14-15.
17. Чаленко А.Ю. Права членов семьи участника накопительно-ипотечной системы на жилищное обеспечение в случае исключения его из спи-сков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью либо при-знанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим // Право в воо-руженных силах. 2005. № 5. С. 33-39.