(Нет отзывов)
21 страниц
2019-07-21

Народный комиссариат по делам национальностей: история создания и деятельность

В наличии
549 ₽

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что национально-государственное переустройство республик в составе Российской Федерации в 1990-е гг. занимает важное место в истории нашей страны. Исторические события конца XX века в республиках оказали значительное воздействие на характер формирования российской государственности. Они явились во многом определяющим и «факторами в процессе государственного строительства, так как наличие различных национальностей предопределило форму государства и систему федеративных отношений.
Различные проблемы становления современного российского государства, этнополитические процессы в республиках стали объектом изучения для многих исследователей. Однако исторический опыт национально-государственного строительства в Чувашской Республике в 1990-2000 гг. не получил должного обобщения и комплексного исследования. В то же время глубокое и. объективное изучение проблемы национально-государственного строительства у народов России в 1990-е гг. имеет важное теоретическое и практическое значение для взвешенной оценки этнополитических событий в стране, реализации национальной политики. Обращение к теме национально-государственного переустройства важно и с точки зрения построения правового государства, дальнейшей демократизации российского общества, формирования позитивных взаимоотношений государства и его граждан, органов власти и электората. Анализ процессов, происходивших в республиках в последнее десятилетие XX века, имеет первостепенное значение для взаимоотношений Центра и национальных республик. Учитывая наблюдаемые в начале 2000-х гг. тенденции к укреплению целостности Российской Федерации, усилению централизации власти, унификации статусов регионов, с одной стороны, и стремление народов к сохранению культурной самобытности, этнического своеобразия, национальной государственности, с другой стороны, рассматриваемая проблематика приобретает особую значимость и требует отдельного, обстоятельного изучения.
С распадом СССР в 1991 г. и началом становления в России новых федеративных отношений особую важность приобрели вопросы национально-государственного переустройства страны. С этого момента ученые приступили к углубленному анализу происходящих в России процессов. Появились работы, посвященные формированию новых высших органов власти Российской Федерации. Особое внимание стало уделяться проблематике реформирования федеративных отношений, причем политические процессы в России вызвали интеpec и у зарубежных исследователей. Наряду с трудами, анализирующими национально-государственное строительство в общероссийском масштабе, появились исследования, посвященные региональной тематике. В частности, вышли работы, освещающие становление новых органов государственной власти в республиках Башкортостан, Калмыкия, Коми, Мордовия, Удмуртия и др. Отдельные исследования освещали конституционные процессы в республиках, их современную государственность, политическую трансформацию, взаимоотношения с Центром. Национально-государственные преобразования 90-х гг. стали объектом изучения многих исследований.











ГЛАВА I.НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА ОСНОВЕ «ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ НАРООВ РОССИИ»

История "собирания" России после распада 1917-1918 гг. показывает, что руководители Советского государства важность национальной политики оценивали правильно. Об этом говорят и интенсивность дискуссий и экспериментов, и даже накал страстей в этих дискуссиях. Теоретически вопрос, однако, был не разработан, и решения принимались исходя из тактических соображений. Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России¹. По декрету BЦИK "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии. В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть их перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не
_____________________________________________
¹ Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. M., Изд. "Ведом. Верх. Совета РСФСР", 1939. С. 20.
восстанавливались.
Важно понять те принципы, что были реально положены в основу национально-государственного устройства Советской России, а затем и СССР. РСФСР, строение которой задало "матрицу" для всего последующего национального строительства, создавалась в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Затем эта созданная под давлением обстоятельств структура была закреплена в не менее чрезвычайных условиях форсированной индустриализации и Второй мировой войны. Считать, что в этих условиях центральная власть исходила из неких "концепций" Маркса, Ленина или Сталина, по меньшей мере наивно. Ссылки на вождей, которыми оправдывались те или иные практические решения, служили, как правило, просто идеологическим прикрытием. Вырвав из контекста конкретной обстановки, у классиков марксизма можно найти взаимоисключающие заявления по национальном вопросу. Например, Сталин в нужный момент говорил, что право рабочего класса на власть выше права народов на самоопределение.
Разумеется, анализ основных взглядов на национальный вопрос представляет интерес, но прямого отношения к данному курсу не имеет. Во всяком случае, ни Маркс, ни Ленин, не были "врагами наций". Сближение и слияние наций виделось ими как состояние далекого будущего и никогда не ставились как практическая задача. С другой стороны, большевики в принципе были за сильное, крупное, централизованное государство, так что самоопределение рассматривалось Лениным как нецелесообразное право.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА ОСНОВЕ «ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ.. 5
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧУВАШСКОГО ОТДЕЛА ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ......11
ГЛАВА III. ИТОГИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА.. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. M., Изд. "Ведом. Верх. Совета РСФСР", 1939.
2. Сталин И.В. Том 5.
3. С.Карамурза «Советская цивилизация» в 2 томах 2000г.
4. История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993
5. I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик: Стеногр. отчет с приложениями. М., 1923. Прил. 1.
6. Собрание узаконений, 1917 г., N 2, ст. 18.
7. Р.Абдулатинов "Национальный вопрос и государственное устройство России" Москва 2001 г.

Список рефератов по предмету политология