1.3 Правительство и Министерство финансов РФ как финансовый орган государства
В функции Правительства Российской Федерации входит разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюдже¬та, а также обеспечение его исполнения. Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Обеспечивая разработку и исполнение бюджета, Правительство взаимодействует с Центральным банком РФ и опирается на Министерство финансов, Министерство экономики и иные федеральные госу¬дарственные органы. Так, функция контроля за исполнением феде¬рального бюджета возложена Правительством РФ на Федеральное каз¬начейство, Положение о котором было утверждено Правительством 27 августа 1993 г. постановлением № 864 .
Министерство финансов Российской Федерации занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля. Оно через свои органы осуществляет непосредственно финансовый кон¬троль во всех присущих финансовому контролю формах и видах. Ми¬нистерство финансов Российской Федерации (Минфин России) явля¬ется федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, обес¬печивающих проведение единой государственной политики и осуществляющих общее руководство финансами в стране. Его структура, перестроенная в 90-х гг., отражает особенности экономики России современного этапа. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии. Все они связаны с формированием в стране рыночных отношений.
Помимо названных, в структуре Министерства финансов РФ имеются следующие управления: финансирования социальной сферы и науки; финансирования обороны, правопорядка и безопасности; валютно-финансового регулирования; методологии бухгалтерского учета и отчетности.
Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Министерства финансов, а также на специально созданный в составе его центрального аппарата департамент государст¬венного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ (бывшее Контрольно-ревизионное управление ).
Аппарат департамента имеет право проводить документальные ревизии в министерствах, ведомствах, организациях, учреждениях и предприятиях: требовать от ревизуемых органов предъявления денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет и других документов, сумм наличных денежных средств и ценных бумаг; получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии (в том числе и от других учреждений и организаций по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием). В случае выявления нарушения действующего законодательства, финансовой дисциплины, фактов хищения государственной собственности должностные лица Департамента ставят перед руководителем проверяемой или вышестоящей организации вопрос об отстранении от работы виновных с передачей материала ревизии следственным органам для привлечения их к ответственности.
Задача контроля за исполнением бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ .
1.4 Федеральное казначейство (Казначейство России) как финансовый орган государства
Федеральное казначейство (Казначейство России) федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Было создано указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864.
Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе». Включает 85 управлений и 2254 отделения.
В 2002 году большинство федеральных учреждений (кроме отдельных учреждений Министерства обороны) были переведены на обслуживание через органы федерального казначейства. С 2002 года в казначействе открыты счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений.
С 1 января 2005 года казначейство выделено из состава Министерства финансов с преобразованием в федеральную службу. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Организационная структура
Операционное управление;
Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом;
Управление совершенствования функциональной деятельности;
Управление бюджетного учета и отчетности;
Управление ведомственных програм;
Управление внутреннего контроля и аудита;
Административное управление;
Финансовое управление;
Управление информационных систем;
Управление режима секретности и безопасности информации;
Юридическое управление.
Главной задачей единой централизованной системы органов Феде¬рального казначейства является организация, осуществление и кон¬троль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства, исходя из принци¬пов единства кассы. Не менее важной задачей органов Казначейства служит регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фон¬дами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
Таким образом, широта задач этого контрольного органа определя¬ется такими его функциями, как регулирование финансовых отноше¬ний между федеральным бюджетом и иными фондами, осуществлени¬ем краткосрочного прогнозирования, сбором, обработкой и анализом информации по широким аспектам государственных финансов, что прямо вытекает из Положения о Федеральном казначействе.
Основной упор деятельности Казначейства делается на контроль за использованием бюджетных средств. Органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета.
Штрафные санкции применяются к хозрасчетным предприятиям и организациям, а также учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета.
При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств орган Федерального казначейства засчитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ведомств Российской Федерации.
При нецелевом использовании средств федерального бюджета хозрасчетными предприятиями и организациями эти средства следует восстановить в федеральный бюджет или зачесть в счет последующего финансирования с уведомлением соответствующего департамента Министерства финансов РФ и соответствующих отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации об изменении финансирования.
Содержание
Введение.3
1. Общая характеристика органов, осуществляющих финансовую деятельность государства
1.1 Парламент РФ как финансовый орган государства..4
1.2 Счетная Палата как финансовый орган государства ..5
1.3 Правительство и Министерство финансов РФ как финансовый орган государства ..11
1.4 Федеральное казначейство (Казначейство России) как финансовый орган государства .....12
2. Правовой статус Центрального Банка РФ (Банка России) в качестве одного из основных финансовых органов государства ..15
Заключение..21
Список использованной литературы24
Введение
Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, подлежащую обязательной реализации. Компетенция государственного органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который проводится в системе общественных или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему.
Объектом нашего исследования будет выступать комплекс общественных отношений по поводу осуществления органами финансового контроля своей деятельности. Предметом же будут являться сами органы финансового контроля.
Обосновать свои выво¬ды, выявить определенные тенденции позволят различные мето¬ды, такие как: анализ, синтез, сравнение, не только научных статей, но и нормативно-правовой базы (законов, постановле¬ний Правительства, ведомственных инструкций, положений и т.д.).
1. Общая характеристика органов, осуществляющих финансовую деятельность государства
1.1 Парламент РФ как финансовый орган государства
Все органы государства занимаются финансовым контролем. Парламентский контроль. Основы организации и деятельности пар¬ламента Российской Федерации раскрываются в гл. 5 Конституции РФ. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. В компетенцию Федерального Собрания входит осуществление финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, контроль за состоянием финансов и за расходованием государственных средств. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы, определенные в ст. 102-103 Конституции, являются закрытыми. То есть полномочия палат парламента перечислены исчерпывающим образом, что само по себе не предполагает их расширения в других статьях Конституции.
Общеизвестно, что необходимой чертой любого парламента является наличие у него самостоятельных сфер ведения, которое вообще-то и делает его высшим представительным органом государственной власти. В отечественной юридической литературе отмечается, что в общих чертах компетенция парламента включает в себя следующие укрупненные полномочия: а) законодательные, б) представительные, в) контрольные, г) учредительные. С данной классификацией есть все основания согласиться.
В нынешней российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за Правительством, в связи с чем Государственная Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие государственные посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства, назначение Председателя Центробанка России (Государственная Дума), назначение на должность судей высших федеральных судов, Генерального прокурора (Совет Федерации). Особо выделяется отрешение Президента от должности: в этом процессе задействованы обе палаты Федерального Собрания, а решение выносит Совет Федерации.
Существует механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам Российской Федерации. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции).
Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах осуществляется Президентом Российской Федерации после согласования с соответствующими комитетами или комиссиями обеих палат Федерального Собрания.
Российская Конституция в ч. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Счетная палата РФ юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты инспекторов.
1.2 Счетная Палата как финансовый орган государства
Правовой статус данного органа финансового контроля определен Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». По результатам контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям объектов проверки представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного госуарству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.
При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.
Если при проведении проверки или ревизии обнаружены хищение государственных денежных или материальных средств, иные злоупотребления Счетная палата незамедлительно передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.
В 2007 году была сделана оценка работы этого финансового органа, которая представляет собой важный шаг в институциональном развитии Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от ее нынешнего статуса постоянного органа государственного финансового аудита (контроля) к статусу Высшего органа государственного финансового контроля (ВОФК). В ней представлена осуществленная экспертами высокого уровня оценка Счетной палаты и сравнение ее нынешних роли и функций с лучшей международной практикой ВОФК других стран. В оценке также дается анализ контекста работы Счетной палаты в настоящий момент, рассматриваются возможности Счетной палаты по оказанию большего содействия реформе государственных финансов, модернизации административной системы Российской Федерации.
1. Артемов Н.М., Горбунова О.Н., Денисова И.Г. и др. Финансовое право. М.: Юристь, 2007.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, Финансы, 2007.
3. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007.
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. М.: Перспектива, 2007.
5. Живалов В.И. Финансовая система России. Эффективность и устойчи¬вость коммерческих банков. М.: Экономика, 2007.
6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части пер¬вой (постатейной) / Отв. ред. канд. юр. наук А.В. Брызгалин. М.: Аналитика-Пресс, 2007.
7. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яков¬левой. Ч. I-II. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008.
8. Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2007.
9. Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 2007.
10. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления: Учебн. пособ. М.: Рос. академия государств. службы при Президенте РФ, 2006.
11. Основы налогового права: Учебн.-методич. пособ. /Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 2007.
12. Сборник кодексов Российской Федерации. На 10 февраля 1998 года. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2007.
14. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, Фи¬нансы, 2007.
15. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М: Перспектива, Юрайт, 2000.
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. чл.-корр. РА-ЕН Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, 2007.
17. Экономика и право: Учебн. пособ. для вузов. М.: Закон и право, 2007