1.2.Роль налогов в формировании доходной части бюджетов. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Рыночная экономика диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный доход и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопленный расширяя или сокращая платежеспособность населения.
По мере развития производительных сил, роста национального богатства совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу: 1) образования, 2) распределения и 3) использования доходов участников общественного производства организаций (хозяйствующих субъектов), наемных работников и государства.
Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране валового внутреннего продукта (рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж) и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за природопользование, гербовый сбор и другие).
Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовая прибыль экономики составляет первичные доходы хозяйствующих субъектов, и, наконец, государство формирует доходы как собственник природных ресурсов, регулятор национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах пенсионного, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования.
Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов участников общественного производства.
Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников и хозяйствующих субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируется в бюджетной системе, государственных внебюджетных фондах и финансовой системе, общественных объединений. С первичных доходов наемных работников уплачивается налог на доходы с физических лиц (13%).
Валовая прибыль экономики представляет ту часть ВВП, которая остается у производителей товаров и услуг после вычета расходов по оплате труда наемных работников и чистых налогов на продукты, на производство и на импорт. Изымаемый налог на прибыль весьма значителен и составляет 24%, которые состоят из трех частей: 16% в региональный бюджет РФ, 6 % в федеральный бюджеты субъекта РФ и 2% в местный бюджет. (17,с.43; 31, с.173)
Структура образования и распределения первичных доходов участников общественного производства отражена на рисунке 1.
Таким образом, в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительный расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность около 10%, на оборону около 10%, обслуживание государственного долга 3%, социально культурные расходы около 30%. (19, с. 319; 24 с.23).
Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 6% , сельское хозяйство и рыболовство 4%, транспорт и дорожное хозяйство, связь 3%, жилищно-коммунальное хозяйство 13%. Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется исходя из потребности государства в финансовых ресурсах для выполнения своих функций и необходимости сохранения системы эффективного функционирования экономики.
Формирование налогового законопослушания предпринимателей и граждан начинается с формирования знаний об уровне и структуре налогового бремени, которая несет товаропроизводитель в зависимости от его принадлежности к той или иной сфере хозяйственной деятельноти, льготах, стимулирующих инвестиционную активность, благотворительность, отсюда и развитие психологии утаивание доходов.
Рис.2. Формирование ВВП по источникам доходов и их первичное распределение.
По этому реформирование налоговой системы должно включать также стратегию с общественностью через средства массовой информации, формы информационного воздействия на налогоплательщика. Воспитание законопослушного налогоплательщика процесс постоянный, ибо поколение налогоплательщика постоянно пополняется, обновляется. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета зависит от того, как организованы формирование государственных финансов и их расходование, таким образом, в доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.
1.3. Налогообложение предприятия торговли
Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".
Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения предприятий торговли, то есть, во-первых, государственные и муниципальные ораны, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или иными словами - различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.
Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налого). Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".
Система налогов и сборов предприятий торговли представляет собою своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях - общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.
Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и резоны. Состав системы налогов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики - торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов - исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д.
Система налогов и сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.
Есть "стабильные" налоги, которые взимаются в соответствии с предписаниями налогового законодательства не одно столетие; такие налоги, как правило, выполняют "стратегические" задачи налогообложения. Другие же налоги быстро появляются и вскоре "исчезают" из системы налогов и сборов, так как учреждались для реализации конкретных "тактических" целей. После достижения соответствующих целей такие налоги обычно отменяются. Российская практика налогообложения знает и случаи, когда отдельные налоги появлялись в законодательном акте, но вскоре отменялись, не будучи никогда "реализованными" на практике (например, экологический налог).
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения предприятий торговли 6
1.1.Сущность налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий 6
1.2.Роль налогов в формировании доходной части бюджетов. Налоги как инструмент бюджетного регулирования 26
1.3. Налогообложение предприятия торговли 30
1.4.Налогово-бюджетные отношения в сфере торговли зарубежных стран. 39
2. Технико-экономическая характеристика ООО «Биляр» 49
2.1.Организационно-техническая характеристика ООО 49
«Биляр» 49
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности 49
2.3.Анализ налогов, уплачиваемых ООО «Биляр» 62
3. Совершенствование налогообложения предприятий торговли на примере ООО «Биляр» 68
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 78
Введение
Налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения юридических и физических лиц с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые государство собирает с физических и юридических лиц.
Актуальность темы обусловлена тем, что в налоговой системе РФ важное место занимают налоги с предприятий торговли. Следовательно, теме дипломной работы «Налогообложение предприятия торговли» актуальна и интересна для каждого из нас. Проводимая в настоящее время налоговая реформа направлена также на реформирование порядка налогообложения торговых предприятий и, прежде всего, в сфере налогообложения юридических лиц.
Сколько веков существует государство, столько существуют и налоги и столько же теоретики и практики налогообложения ищут принципы оптимального и справедливого налогообложения торговли как с юридических лиц, так и с физических лиц. Пожалуй, именно система налогообложения юридических лиц на сегодняшний день является предметом бурных дискуссий о путях её развития и преобразования: одни превозносят ее положительные стороны, другие критикуют негативные.
Научными исследованями по проблемам отечественного налогообложения занимается ряд российских учёных экономистов, труды которых были изучены автором при написании настоящей работы. Это, прежде всего, - В.Г.Пансков, Н.В.Миляков, Т.Ф.Юткина, Д.Г.Черник.
Основная цель дипломной работы состоит в том, чтобы, проанализировав действующий механизм налогообложения торговых предприятий и, опираясь на зарубежный опыт в этой области, предложить мероприятия по совершенствованию налогообложения предприятий.
Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи:
1. раскрытие природы и экономического содержания такого понятия, как «налоги с юридических лиц»;
2. рассмотрение механизмов взимания и основных элементов налогообложения таких налогов с юридических лиц, как налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятий;
3. проведение анализа макроэкономической ситуации в сфере налогообложения предприятий с целью выявления существующих проблем в этой области;
4. рассмотрение зарубежного опыта налогообложения доходов предприятий торговли с целью его использования для решения возникших проблем;
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили труды отечественных учёных по вопросам налогообложения, материалы периодической печати экономического профиля, а также статистическая информация.
Кроме того, в настоящей работе широко использованы законодательные и нормативные акты федерального уровня по вопросам налогообложения юридических лиц (в частности, первая и вторая части Налогового кодекса РФ).
Структура работы. Первая глава дипломной работы посвящена теоретическим и практическим моментам налогообложения предприятий торговли: определение понятия налогов их сущность, роль налогов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации и налоги как инструмент бюджетного регулирования торговых предприятий. Рассмотрению правил и порядка взимания налогов с предприятий, что позволит глубже вникнуть в схему распределения доходов предприятий, так как налоги влияют на эту схему определяющим образом. Так же рассмотрены налогово-бюджетные отношения зарубежных стран.
Во второй главе работы рассмотрены принципы налогообложения на примере дочернего общества с ограниченной ответственностью «Биляр», проведён анализ налогов уплаченных предприятием, рассмотрена динамика и структура налогов вносимых в бюджет.
И, наконец, в третьей главе представлены пути совершенствования налогообложения предприятий с использованием передового опыта развитых стран.
Все проведенные мероприятия должны быть выгодны как предприятиям, так и государству и должны привести к определенной экономической стабилизации.
1. Теоретические основы налогообложения предприятий торговли
1.1.Сущность налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевания новых территорий рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения ВВП, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которых испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.
Налоги, представляют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Они необходимы для выполнения соответствующих функций социальной, оборонной, правоохранительной, для развития фундаментальной науки и другие. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.
Налоги как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства объективно необходимы, по-видимому, и это не вызывает сомнений у образованных и законопслушных членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство». Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, изымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (ст. 8 НК РФ ).
Сбором принято называть обязательный взнос, изымаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений ( ст.8 НК РФ).
Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона, отрасли.
С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной
является государство, а другой субъект налогообложения.
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа и составляет сущность налога. Платежи осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Экономическое содержание налогов и сборов выражается, таким образом, во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и гражданами с одной стороны и государством с другой, по поводу формирования государственных и муниципальных финансов.
Признаками налога являются:
- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
Налоги как экономическую категорию, следует рассматри¬вать с точки зрения их места в экономической системе, их сущ¬ности, назначения, построения системы налогообложения, оп¬ределения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).
Налоги исторически являются одним, из основных ис¬точников формирования бюджета любого государства и од¬ним из методов мобилизации денежных средств на переуст¬ройство государства и общества. По своей сути налоги явля¬ются одним из самых доходных источников накопления каз¬ны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государ¬ством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюд¬жет, являются той его частью, на которую государство не за¬трачивает средств. Социально-экономическая природа нало¬гов, их назначение и влияние на экономическую и политиче¬скую жизнь государства определяются государственным строем и политиой, проводимой властью. Налоги с соци¬альной точки зрения являются средством эксплуатации об¬щества и по своей сути выступают одним из элементов грабе¬жа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это ха¬рактерно в условиях возрастания налогового бремени (уве¬личение числа налогов, расширение круга налогоплатель¬щиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т. д.).
С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:
- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т. д.;
- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
1. Налоговый кодекс РФ, Ч.1. от 31.07.98г. № 146 ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ, Ч. 2. от 05.08.00г. № 118 ФЗ.
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98г. №145 ФЗ.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001год» от 27.12.00г. №194 ФЗ.
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002г.» от 30.12.01г. №194-ФЗ».
6. Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. 2001 год, №5. - с.33 35.
7. Банхаева Ф.Х.Современные концепции налогообложения и их влияние на реформирование налоговой системы.// Налоги.-2007, №3.-с.15-18.
8. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства. //Налоговый вестник. 2007, №3.- с. 94 97.
9. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и другие. Бюджетный процесс в РФ. Учебное пособие. - М.: Издательство перспектива: инфра М.,2007. 222 с.
10. Бородай О.Е. Три уровня налогообложения в РФ. // Аудиторские ведомости.- 2007, №7.- с. 6 11.
11. Брызгалин А.В. «Налоги и налогообложение». Учебное пособие. М,: «Аналитика пресс.»,2007.-608с.
12. Брызгалин А.В. О функции налогообложении и регулятивном значении налогов в экономике.// Налоги- 2000, №1 с.16-20.
13. Волобуев В. П. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США. // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 4. - с. 21 29.
14. Князев В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007. 191 с
15. Касьянов М. М. Экономика страны становится непредсказуемой. //Выступление Касьянова на пленарном заседании Госдумы 30.11.2007г. //. Библиотечка Российской газеты, 2002, №9.- с. 39 41.
16. Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. 215 с.
17. Логвина А. В. К вопросу об устойчивости бюджетно - налоговой системы. // Экономист. - 2000. - № 3. - с. 59 66.
18. Львов Д. Будущее российской экономики. // Экономист. 2000. - № 12. с. 3 18.
19. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение». Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2007г. 300 с.
20. Назаров Н.И.Политика увеличения доходов бюджета.// Финансы.- 2002, №9 - с. 39 41.
21. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. - М.: книжный мир, 1999 444 с.
22. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-550с.
23. Пансков В.Г. Впервые в новый год с профицитным федеральным бюджетом. Библиотечка Российской газеты.- 2002, №3, с.292 - 300.
24. Романовский М.В. Финансы. Учебник для вузов. М.: Издательство Перспектива, 2007. 520 с.
25. Романовский М.В. и другие. Бюджетная система России. Учебное пособие.- М.: ЮРАЙТ., 2007 621 с.
26. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. М.: Финансы,ЮНИТИ, 2007. 495 с.
27. Селюков А.Г. Порфиров П.С. Правовое обеспечение порядка уплаты налогов в бюджетную систему России. // Налоги //. - 2007, №1.- с. 23 30.
28. Тюкменев Р. Начальник финансового управления. Отчет об исполнении бюджета г. Нижнекамска и Нижнекамского района за 2007 год. // Ленинская правда //. 3.04.2007, с. 2 3.
29. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Налоговая система России. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2007. 455 с.
30. Черник Д.Г., Починок ,А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. М.Учебник для вузов. 2-е переработанное и дополненное.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 511 с.
31. Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. 2-е издание; переработанное и дополненное.- М.: ИНФРА М. 2007.- 576с