(Нет отзывов)
20 страниц
2019-08-11

Социальное развитие муниципального образования

В наличии
549 ₽

3. Основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием

Управление программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования принципиально не отличается от управления отдельным проектом, однако значительно возрастает количество связей и необходимых при этом согласовательных процедур.
Этап сбора и обработки информации для органов местного самоуправления в условиях реального самоуправления приобретает чрезвычайное значение.
В условиях самоуправления это не просто сбор информации для осуществления статистической отчетности. Информация становится реальным инструментом управления. Поэтому вопросам информационного обеспечения органов местного самоуправления должно уделяться самое пристальное внимание. Экономить на оборудовании и подготовке кадров в сфере информации нецелесообразно.
Таким образом, одна из важных задач, которую необходимо решить, - это налаживание прямой и обратной связи с населением муниципального образования. Без надежной обратной связи с местным сообществом нельзя рассчитывать на успех при разработке и реализации программ развития муниципального образования.
Одной из первых программ развития муниципального образования должна стать программа становления и развития информационного обеспечения самоуправления муниципального образования. Обеспечив себя надежной информационной основой, органы местного самоуправления могут смело приступать к разработке реальных.
Особое место в работе с информацией занимает процесс сбора и обработки информации в целях разработки программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Этот процесс не должен носить пассивный и случайный характер, информация должна собираться целенаправленно. Встает вопрос, какую информацию необходимо собирать для использования в процессе разработки программы комплексного социально-экономического развития.
Главная задача предварительного этапа сбора информации заключается в том, чтобы на основе ее можно было достаточно точно сформулировать цели развития муниципального образования.
Процесс сбора информации для определения целей развития может принимать самый экзотический характер.
Этап сбора и обработки информации в широком смысле носит непрерывный характер, так как в процессе управления развитием постоянно приходится вносить коррективы как под влиянием внешних факторов, так и по причине ошибок в планировании и управлении.
Этап целеопределения также является чрезвычайно важным в процессе управления комплексным соиально-экономическим развитием муниципального образования.
Этот этап должен осуществляться в рамках специально для этих целей разработанной процедуры.
Этот этап теснейшим образом связан с предыдущим - этапом сбора и переработки информации. Важно понимать, что процесс определения целей развития является циклическим.
Сначала оценивается имеющаяся в распоряжении муниципального образования информация, которая является базовой для предварительной оценки возможных направлений развития.
Затем на основе отобранных предварительных данных проводится экономическая и социальная оценка предполагаемых стратегических направлений развития. На этом этапе может потребоваться дополнительная информация, на основе которой производится уточнение и т.д.
Выработка целей развития поселения производится профессиональными коллективами.
Учитывая то, что это должно быть постоянной функцией органов местного самоуправления, крупные муниципальные образования могут позволить себе предусмотреть соответствующие органы в структуре органов местного самоуправления.
Работа по определению целей развития может продолжаться непрерывно, но в определенные сроки должны быть выданы соответствующие результаты, на основании которых можно будет начать следующий этап - этап разработки концепции и программы развития на очередной планируемый цикл.
В содержании работ по определению целей развития должны быть предусмотрены и другие виды работ, связанные с этой основной задачей данного этапа. Это такие задачи, как:
a. определение средств достижения целей, исходя из имеющихся ресурсов;
b. определение промежуточных целей и ориентиров, позволяющих количественно оценивать степень соответствия реальных изменений в муниципальном образовании принятой программе развития.
Для разработки больших и сложных программ комплексного социально-экономического развития необходимо предварительно разработать концепцию этой программы.
Концепция программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования представляет собой текст, написанный в свободной форме, позволяющий раскрыть единый, определяющий замысел программы комплексного социально-экономического развития муницпального образования.

Оглавление




Введение 3
1. Понятие муниципального образования 5
2. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 8
3. Основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием 13
Заключение 18
Использованная литература 20


Введение

Одним из важнейших факторов становления гражданского общества в России и демократического государства является развитие местного сообщества.
В последнее время происходит переосмысление моделей раз¬вития современного общества: от тоталитарных, организованных "сверху" к организации "снизу" за счет самоорганизации и саморазвития местных сообществ, делегирующих часть полномо¬чий, ресурсов федеральному центру.
Такой механизм самоорганизации общества позволяет разре¬шить вековое противоречие между личностью и государством, которое, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало механизмом разрушения, сдерживания творческих потенциалов многих, блокировало самореализацию жизненных сил человека.
Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков, поскольку необходимость объединения людей с целью выживания существует с тех времен как человек появился. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций.
Содержанием жизни человека является деятельность в различных ее проявлениях, а она невозможна без контактов с другими людьми. Общественная природа деятельности человека заставляет его эту деятельность соответствующим образом организовывать.
Особенно ту часть его жизни, которая рано или поздно соприкасается с интересами других людей. История знает множество видов организации совместной деятельности людей, которые в конечном итоге приобрели вполне конкретные формы государственных институтов.
Безусловно, совместное проживание и совместная деятельность людей вызвали возникновение определенных правил организации их жизни, поскольку интересы личности постоянно пересекались, ограничивались групповыми интересами.
Конечно, подобная самоорганизация развивалась и услонялась по мере усложнения характера и объема взаимоотношений между людьми, а следовательно, и степень регулирования отношений между ними зависела от достаточно большого количества факторов, определяющих жизнь человека.
Но сам процесс возникновения форм совместной деятельности предопределил еще в самые ранние периоды существования человечества наиболее простейшие из этих форм.
Столкновения между конкретными интересами человека и интересами других людей поставили вопрос об иерархии интересов, а, следовательно, и об установлении определенных правил взаимоотношений между людьми.


1. Понятие муниципального образования

Прежде чем приступить к изложению базового понятия - понятия комплексного социально-экономического развития муниципального образования, необходимо более подробно остановиться на таком термине как, муниципальное образование.
Термин «муниципальное образование» вошел в употребление с появлением Гражданского Кодекса Российской Федерации, в котором этот термин впервые встречается.
Появление термина обусловлено необходимостью обозначения новых субъектов гражданских правоотношений, какими являются городские, сельские поселения и другие территории, на которых может осуществляться местное самоуправление. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в Гражданском Кодексе прямых определений понятиям поселение и муниципальное образование не дается.
Сопоставляя Конституцию Российской Федерации и Гражданский Кодекс Российской Федерации, можно сделать заключение, что под муниципальными образованиями понимается и некая территория, на которой проживает население, и часть городской территории, приобретшая определенный статус (статус муниципального образования), позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление.
Понятие социально-экономическое развитие не может быть применено к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом формально это не так. Под строгим смыслом слов здесь понимается то, что экономические законы и законы развития общества (социальные законы) не являются проявлениями чьей-либо субъективной воли, а отражают оъективные экономические и социальные связи.
В этом смысле мы говорим о том, что не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие.
Таким образом, учитывая вышесказанное, вопрос комплексного социально-экономического развития мы в большей мере будем относить к муниципальным образованиям, которые являются самостоятельными поселениями.
Для остальных муниципальных образований вопрос их самостоятельности в смысле осуществления собственных планов социально-экономического развития должен быть дополнительно исследован в каждом отдельном случае.
Словарь С.И.Ожегова наряду с другими дает два относительно противоположных толкования термина развитие.
В первом случае развитие - это процесс доведения до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности культурности... до определенной степени силы, мощности, совершенства.
Во втором случае под термином развитие понимается процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
И первое, и второе значения определяют некоторый процесс изменений, однако в первом случае в большей степени предполагается наличие проявления чьей-либо воли (воли субъекта), во втором случае процесс развивается закономерно (независимо от чьей-либо воли).
Под комплексным социально-экономическим развитием мы будем понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижения определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.

2. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования

В случае, если к комплексному социально-экономическому развитию поселения относятся как к управляемому процессу, то можно говорить об управлении этим процессом. В этом случае мы будем говорить о комплексе согласованных программ развития различных сфер деятельности город, увязанных по ресурсам, срокам и в соответствии с приоритетами.
В последнее время в Россию стало проникать одно из современных достижений управленческой науки - науки управления проектами. В настоящее время за рубежом это направление в значительной степени развито. Существует даже Международная Ассоциация Управления проектами. Эта методология хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночных отношений.
Муниципальные образования в соответствии с законодательством обладают всеми правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления. Это означает, что за небольшим исключением органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством.

1. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Московский общественный научный фонд, 1997
2. Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов, 1990.
3. Конституция Российской Федерации. Комментарий. Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., Юридическая литература, 1994.
4. Местное самоуправление в России. Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. М., Грамота, 2005.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под редакцией Н.Ю.Шведовой. 23-е изд. испр. М.:Рус. яз.,1991
6. Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления. Под общей редакцией А.Г.Воронина. М., Фонд развития местного самоуправления, 2002.
7. Широков А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления. Городское управление, 2006, № 2
8. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальные выборы. Городское управление, 2006, № 1
9. Юркова С.Н., Широков А.Н. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти. Экономист, 1996, № 1

Список рефератов по предмету управление персоналом (менеджмент)