(Нет отзывов)
21 страниц
2019-06-25

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Реферат

В наличии
549 ₽

Введение В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ 1993 г. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления. Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства. Истоки зарождения этой концепции обнаруживается еще с древнегреческих времен в трудах философов Платона и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке. Данная работа посвящена исследованию истории развития идей правового государства и их соотношению с современностью. Цель работы – рассмотреть взгляды ученых и философов на идею правового государства в их историческом развитии и определить современное состояние этих идей, их воплощение в нашей стране. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть историю развития идей правового государства; - исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия; - обозначить принципы современного правового государства и охарактеризовать их сущность; - рассмотреть формирование правового государства в России и состояние его развития на современном этапе. Успешность выполнения задач настоящей работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались следующие методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, синтез, дедукция, сравнение. Для написания работы использовались действующее законодательство, научные публикации в газетах и журналах, учебная литература. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания по рассматриваемой проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. 1. История становления теории правового государства Основы учения о правовом государстве были заложены И. Кантом в конце XVIII в., однако зачатки этого учения в виде отдельных положений-принципов можно найти у мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Так, древнегреческий философ-идеалист Платон в своих знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других неоднократно высказывал мысль о том, что неукоснительное исполнение законов государством является необходимым условием его сохранения и длительного существования. Спасение государства и все блага, которые могут даровать государствам боги, полагал Платон, имеют место там, где закон является владыкой над правителями, а они его рабами. И наоборот, так, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, гибель государства становится неизбежной. Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Аристотель считал, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Поэтому страна, в которой закон не имеет власти, не имеет и какой-либо формы государственного устройства . С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».

План
Введение 3
1. История становления теории правового государства 5
2. Понятие и основные принципы правового государства 13
3. Формирование правового государства в Российской Федерации 17
Заключение 19
Список литературы 21




Введение

В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ 1993 г. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.
Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства.
Истоки зарождения этой концепции обнаруживается еще с древнегреческих времен в трудах философов Платона и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке.
Данная работа посвящена исследованию истории развития идей правового государства и их соотношению с современностью.
Цель работы рассмотреть взгляды ученых и философов на идею правового государства в их историческом развитии и определить современное состояние этих идей, их воплощение в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю развития идей правового государства;
- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;
- обозначить принципы современного правового государства и охарактеризовать их сущность;
- рассмотреть формирование правового государства в России и состояние его развития на современном этапе.
Успешность выполнения задач настоящей работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались следующие методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, синтез, дедукция, сравнение.
Для написания работы испоьзовались действующее законодательство, научные публикации в газетах и журналах, учебная литература.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.



1. История становления теории правового государства

Основы учения о правовом государстве были заложены И. Кантом в конце XVIII в., однако зачатки этого учения в виде отдельных положений-принципов можно найти у мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
Так, древнегреческий философ-идеалист Платон в своих знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других неоднократно высказывал мысль о том, что неукоснительное исполнение законов государством является необходимым условием его сохранения и длительного существования. Спасение государства и все блага, которые могут даровать государствам боги, полагал Платон, имеют место там, где закон является владыкой над правителями, а они его рабами. И наоборот, так, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, гибель государства становится неизбежной.
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Аристотель считал, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Поэтому страна, в которой закон не имеет власти, не имеет и какой-либо формы государственного устройства .
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народ, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...» .
Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью».
Эти данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.
Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства .
Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом. Он полагал, что источником развития общественно-исторического процесса как совокупности всех известных действующих государств, а не одного, отдельно взятого государства является социальный антагонизм. Его суть выражается в том, что люди склонны вступать в общение друг с другом, жить сообща. Однако в силу присущей людям недоброжелательности, эгоизма они оказывают друг другу противодействие и тем самым разрушают общество, создают реальную угрозу его распада, уничтожения.
Разрешение противоречия между социальной природой человека и его эгоистическими интересами, обеспечение реального равноправия всех его членов, по мнению И. Канта, становится возможным лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством.
Право понимается И. Кантом как единство трех элементов естественного и позитивного права, а также справедливости. В основе естественного права лежит категорический императив действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть правилом для всех. Право имеет место там, где люди могут свободно следовать этому императиву, не встречая каких-либо препятствий со стороны других лиц и государства. Все, что ограничивает произвол одного человека по отношению к другому, в соответствии с изложенным императивом является подлинным правом.
Проведение категорического императива в жизнь обеспечивается позитивным правом, устанавливаемым и закрепляемым государством. В условиях правового гражданского состояния государство призвано служить личности, охранять ее от любого произвола, в том числе и от произвола государственных органов. Изложенная задача успешно решается в тех случаях, когда источником власти выступает народ. Поэтому правовое государство представляет собой державное соединение воли всех лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и в свою очередь назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие .
На протяжении двух веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В центре поиска буржуазных идеологов лежало реальное право, способное связать государство, гарантировать гражданское общество от произвола государства. Поиски права как основы и пределов деятельности государства, по существу оставались в границах права, сформулированного И. Кантом. Различие между авторами виделось лишь в том, что признавалось правом, призванным ограничивать произвол государства: естественное право, позитивное право или нравственность.
В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Свою позицию автор изложил следующим образом: «Издавая закон, государство юридически связывает его нормами не только индивидов, но и свою собственную деятельность. Законом оно обязывает и тех лиц, которые служат его органами, сообразовывать их волю с велениями государства. Но так как воля органа есть воля государства, то государство, обязывая свои органы, связывает само себя. Государство едино, и поэтому законность органов исполнительной власти и суда отражается в то же время и на единой государственной власти. Эта связанность имеет не этический, а правовой характер Обязывание собственной волей служит юридическим признаком государства» .

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. / Российская газета. - № 237. 25.12.1993 г.
2. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. 480 с.
3. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник / М.: Маркет ДС, 2007. 520 с.
4. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 2004. 640 с.
5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 708 с.
6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник / М.: Проспект, 2005. 660 с.
7. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4-е изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 704 с.
8. Умиев А.И. К вопросу современного понимания правового государства // История государства и права. 2007. - № 1. 60 с.

Список рефератов по предмету юриспруденция