(Нет отзывов)
20 страниц
2019-08-30

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

В наличии
549 ₽

Введение Новые демократические процессы, проходящие в России, приводят к глобальным изменениям в области высшего образования. В свою очередь, высшее образование имеет первостепенное значение для укрепления демократических ценностей и традиций в современном российском обществе. Система образования как социальная система во все времена откликалась на заказ общества, государства. Она не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, будучи органичным компонентом социальной системы. Поэтому высшие учебные заведения формируют свои цели, задачи и направления развития в соответствии с социальным заказом. В настоящее время цели образования в большинстве стран цивилизованного мира отражают идеи демократизации в педагогике, философии образования. С изменением российского общества меняются и цели высшего образования. Именно поэтому высшие учебные учреждения России ставят для себя в качестве важнейшей из них обучение и воспитание нового поколения молодых людей, которые станут лидерами демократических перемен в стране и помогут возродить старые традиции демократии и реализовать новые демократические идеи и ценности в российском обществе. Сегодняшние студенты, обучающиеся в высших учебных заведения России, завтра займут ведущие государственные позиции, возглавят обновленные предприятия и производства, будут работать над созданием новых законов, принимать политические решения, и, наконец, именно они будут развивать демократическое общество в своей стране. 1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ Опыт российского юридического образования - правовой подготовки чиновников для различных сфер государственной деятельности - уникален, хотя его временные рамки составляют всего лишь два с половиной столетия. Для него характерны тенденции, связанные с историческим опытом развития юридического образования в пределах XVIII - начала XX вв. Они характеризовались тремя контекстами взаимосвязей, в которых проявилась многогранность значения юридического образования как политико-управленческого и социокультурного феномена: 1) политико-управленческий - связанный с государством и государственной политикой; 2) социокультурный - связанный с отечественной и европейской социокультурной средой; 3) организационно-правовой - связанный с управлением и правовым регулированием подготовки государственных служащих с познаниями государственно-правового характера . Политико-управленческий контекст юридического образования - его связь с государством и государственной политикой - очевиден и естественен. Он обусловлен как содержанием юридического образования, так и его ролью в реализации политики государства. Здесь необходимо выделить следующие аспекты. Связь юридического образования власти и государственной политики наиболее четко определилась с переходом к рационально выстроенному государству, который потребовал как реформирования государственного управления, усиления роли законодательства и выделения бюрократии в качестве инструментов этого процесса, так и профессиональной подготовки государственных служащих, что все более становилось решающим фактором в реализации государственной политики. В этом отношении юридическое образование, как и иное профессиональное образование, связывалось

Содержание
Введение.3
1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ4
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ9
3. ОТ БАКАЛАВРА ДО МАГИСТРА: ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТОВ.14
Заключение.18
Литература..20



Введение

Новые демократические процессы, проходящие в России, приводят к глобальным изменениям в области высшего образования. В свою очередь, высшее образование имеет первостепенное значение для укрепления демократических ценностей и традиций в современном российском обществе.
Система образования как социальная система во все времена откликалась на заказ общества, государства. Она не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, будучи органичным компонентом социальной системы. Поэтому высшие учебные заведения формируют свои цели, задачи и направления развития в соответствии с социальным заказом. В настоящее время цели образования в большинстве стран цивилизованного мира отражают идеи демократизации в педагогике, философии образования. С изменением российского общества меняются и цели высшего образования. Именно поэтому высшие учебные учреждения России ставят для себя в качестве важнейшей из них обучение и воспитание нового поколения молодых людей, которые станут лидерами демократических перемен в стране и помогут возродить старые традиции демократии и реализовать новые демократические идеи и ценности в российском обществе. Сегодняшние студенты, обучающиеся в высших учебных заведения России, завтра займут ведущие государственные позиции, возглавят обновленные предприятия и производства, будут работать над созданием новых законов, принимать политические решения, и, наконец, именно они будут развивать демократическое общество в своей стране.




1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Опыт российского юридического образования - правовой подготовки чиновников для азличных сфер государственной деятельности - уникален, хотя его временные рамки составляют всего лишь два с половиной столетия. Для него характерны тенденции, связанные с историческим опытом развития юридического образования в пределах XVIII - начала XX вв. Они характеризовались тремя контекстами взаимосвязей, в которых проявилась многогранность значения юридического образования как политико-управленческого и социокультурного феномена: 1) политико-управленческий - связанный с государством и государственной политикой; 2) социокультурный - связанный с отечественной и европейской социокультурной средой; 3) организационно-правовой - связанный с управлением и правовым регулированием подготовки государственных служащих с познаниями государственно-правового характера .
Политико-управленческий контекст юридического образования - его связь с государством и государственной политикой - очевиден и естественен. Он обусловлен как содержанием юридического образования, так и его ролью в реализации политики государства. Здесь необходимо выделить следующие аспекты.
Связь юридического образования власти и государственной политики наиболее четко определилась с переходом к рационально выстроенному государству, который потребовал как реформирования государственного управления, усиления роли законодательства и выделения бюрократии в качестве инструментов этого процесса, так и профессиональной подготовки государственных служащих, что все более становилось решающим фактором в реализации государственной политики. В этом отношении юридическое образование, как и иное профессиональное образование, связывалось с государственной службой, поскольку не только чиновники собственно государственных органов, но и учителя, врачи, инженеры имели определенный классный чин - являлись государственными служащими. При этом собственно юридическое образование как образование государственно-правовое (подготовка специалистов для различных звеньев государственного управления и правосудия) было наиболее тесно связано с властью и, естественно, находилось и выступало одной из важнейших составных политики в сфере развития государственного управления и законодательства.
Юридическое образование и юридическая наука выступали инструментом формирования определенного содержания правового сознания и правовой идеологии, обслуживали в той или иной степени (в зависимости от либерализации политического курса или усиления его консервативных начал) интересы верховной власти и ее окружения, обосновывая и защищая юридические основы абсолютизма, сословной структуры общества, социального неравенства, различий в правовом статусе населения.
Взаимосвязь профессионального государственно-правового (юридического) образования и государственной службы проявлялась в росте содержательных требований образовательного ценза в отношении лиц, претендующих на поступление на государственную службу и продвижение по ней. Если в XVIII в. лишь начали определяться отдельные требования к профессиональной управленческо-правовой подготовке чиновников, то в XIX в. этот процесс получил последовательное развитие от "экзамена на чин" (1809 г.) до непосредственной связи успехов в получении знаний в процессе образования и наличия ученой степени с получением классного чина и продвижением по службе .
Так, например, выпускники Царскосельского (Александровского) лицея в зависимости от успехов в учении получали гражданские чины от первоначального - 14-го (коллежский регистратор) до достаточно высокого - 9-го (титулярный советник) классов. В системе государственной службы было четко закреплено положение, по которому лица, имеющие высшее образование, не подлежали прохождению службы канцелярским служителем и относились к первому, высшему разряду государственных служащих. Одновременно были значительно сокращены сроки прохождения службы по чинам при наличии высшего образования. Такой подход позволил поднять образовательный ценз чиновников. Так, правительственные меры позволили в 1840-е гг. по сравнению с 1810 г. повысить количество чиновников с высшим образованием с 13 до 41,4% и снизить имеющих "низшее и среднее" с 22,2 до 19,4%, а число имеющих домашнее образование в 6 раз - с 31 до 4,1%. В последующие годы юридическое образование стало решающим фактором в замещении высших должностей.
Во взаимодействии отечественной и европейской политико-правовых культур юридическое образование выступало каналом, обеспечивающим кросс-культурный перенос идей, опыта азвития политико-правовых институтов, приемов юридической техники и технологии, организации подготовки юристов. Опыт отдельных государств распространялся на все европейское пространство и, естественно, оказывал влияние на Россию, как, впрочем, и российские государственно-правовые преобразования не находились вне поля внимания европейских правительств и общества. Если в XVIII в. этот процесс нашел выражение на уровне заимствования моделей государственно-правового устройства, то в XIX столетии ситуация коренным образом изменилась. В России активно развивались юридическое образование и наука, при этом произошел переход от копирования западноевропейских образцов к аналитическо-критическому их восприятию, что способствовало именно учету и адаптации зарубежного опыта в формировании российской политико-правовой системы.
Взаимодействие юридического образования и юридической науки проявилось в том, что разделение этих социокультурных явлений возможно провести весьма условно. Подготовка юристов требовала разработки теоретических и практических основ юриспруденции, от теоретических "рассуждений" до пособий для практической подготовки и юрисдикционной деятельности, что в свою очередь вело к развитию юридической науки. Если к концу XVIII в. имелись лишь отдельные, немногочисленные сочинения по государственно-правовым вопросам, то в первой половине XIX в. достаточно четко обозначаются место и роль юриспруденции в развитии государственно-правовой системы, определяются ее направления, динамично развиваются исследования и отражающая их результат юридическая литература. Вторая половина XIX в. характеризуется уже расцветом российской юридической науки, ее ролью в модернизации страны, признанием ее школ и направлений в Европе. Характерно, что известный русский юрист Н.М. Коркунов в начале XX в. подчеркивал, что "в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий" .
Особое значение развитие юридического образования имело для развития профессионального правосознания чиновничества, общего отношения к юридическим институтам, вело к формированию правовой культуры как необходимого компонента социального прогресса. Под влияним юридического образования, а также пропаганды современных политико-правовых идей и ценностей общественное сознание в России продвигалась в сторону признания идеи правового государства, законности, правопорядка как элементов развития правовой культуры. Именно развитие юридического образования способствовало формированию слоя юристов, способных к подготовке и реализации ряда реформ в политико-правовой системе России.
Организационно-правовой контекст юридического образования - его связь с управлением и правовым регулированием подготовки кадров для государственной службы - проявился в развитии системы юридического образования.

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Часть 1 М.: МЭСИ, 2000. 142с.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо¬мерные основы и методы. - М.: 1980.
3. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.:Академия, 2000 -175
4. Лудченко А.А. и др. Основы научных исследований. Учебное пособие.-Киев:Знання, 2000.-114с.
5. Открытое образование стратегия 21 века для России// Под ред.В.М.Филлипова, В.П.Тихомирова М.:МЭСИ, 2000 356с.

Список рефератов по предмету юриспруденция