Главным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).
Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством .
Законодательство в бывшем Союзе ССР после принятия Конституции СССР 1936 г. отсутствовало вплоть до 1990 г. Хотя право на объединение граждан в ней закреплялось, а Конституция СССР 1977 г. определила роль общественных организаций как важной составной части политической системы, однако законодательная регламентация порядка их образования не осуществлялась. Она таила в себе угрозу появления оппозиционных или иных нежелательных для господствующей, правящей Коммунистическй партии объединений. Законодательная регламентация не могла не дать оснований для такого появления. Вот почему в условиях монопольного господства КПСС вопрос об этом и не ставился. Все общественные объединения были в значительной мере огосударствлены, действовали под руководством КПСС, без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.
Главной вехой в развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества, и признание принципа многопартийности.
В таких условиях появилась не только возможность, но и необходимость создания соответствующего законодательства. Был принят Закон СССР "Об общественных объединениях" (1990 г.). Этот Закон применялся в Российской Федерации (при условии, что его нормы не противоречили ее законодательству), вплоть до принятия российского закона.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" был принят в 1995 г. Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных).
Закон предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных).
В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.
Учитывая разнообразный характер целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.
Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.
Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку .
Министерство юстиции как государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями возложен на прокуратуру Российской Федерации. В случаях нарушения законодательства об общественных объединениях соответствующее объединение несет ответственность согласно закону. Если общественное объединение своими действиями нарушает закон или свой устав, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим его устав, или прокурором. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение одного года такого рода объединение может быть ликвидировано судом. В судебном порядке осуществляется и ликвидация объединения при наличии оснований, предусмотренных в ч. 5 ст. 13 Конституции.
По территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональное - на территории одного субъекта Федерации, а местное - в пределах муниципального образования.
Распространение деятельности общественного объединения на ту или иную территорию означает наличие отделений, филиалов и других структурных подразделений на этой территории.
Общественное объединение признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
Закрепленные за общественным объединением права обеспечивают широкие возможности для осуществления его уставных задач. Оно, в частности, вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.
Содержание
Глава 1 Общая характеристика правового статуса человека и гражданина в РФ 2
Глава 2 Анализ правовых актов, регулирующих правовой статус человека и гражданина РФ 4
2.1 Личные права и свободы человека и гражданина .4
2.2 Политические права и свободы человека и гражданина ...11
2. 3 Экономические права и свободы человека и гражданина .20
2. 4 Социальные и иные права и свободы человека и гражданина .21
Глава 3 Выводы 24
Список литературы ...25
Глава 1 Общая характеристика правового статуса человека и гражданина в РФ
Институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина Важное место в системе отрасли конституционного права занимает важное место в системе отрасли конституционного права. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина". В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся Федеральные конституционные законы "О референдуме Российской Федерации" (1995 г.), "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.) и др., Федеральные законы "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1993 г.), "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и многие другие.
Данный институт, нормы которого закрепляют основы равового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Во всех сферах отношений, регулируемых конституционным правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.
Другие отрасли права закрепляют совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д.
В предмет конституционного права входят основы правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 - заключительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что "положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации".
Понятие "основы" отражает главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:
1) правовые отношения, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Так как Конституция определяет основы правового статуса личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству, к данному институту относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без граждаства, на законных основаниях проживающих в России, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в России;
2) юридическе общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др. Установление их в конституционном законодательстве является необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности или предоставления не основанных на законе привилегий в реализации прав и свобод, реальной возможности использовать права и свободы, обеспеченной широкой системой средств защиты;
3) основные права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией РФ. То есть те, которые закреплены в Конституции. Это такие права, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.
Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает очень важное место в системе конституционного права РФ, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и соотношение первой и второй глав Конституции РФ.
Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная. Так, формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.
Глава 2 Анализ правовых актов, регулирующих правовой статус человека и гражданина РФ
2.1 Личные права и свободы человека и гражданина
В Конституции РФ личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Отличительные особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Важнейшим личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.
Первостепенное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности связывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.
Но до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.
В силу чрезвычайности данной меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
В Уголовном кодексе эта мера предусмотрена только применительно к некоторым составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторий на приведение в исполнение смертной казни.
Также к личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).
Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства .
Конституция РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение личности же , ее достоинства дожно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Включение норм об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.
Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. ̶ М.: Приор,2004. ̶ 32 с.
2. Ануфриев, В.А. Социальный статус и активность личности [Текст] / В.А. Ануфриев - М., 1984.. 56с.
3. Баглай, М.В. Конституционное право РФ [Текст] : Учебник для вузов /М.В. Баглай. М., 2001.-466с
4. Белявский, А.В. Судебная защита чести и достоинства [Текст] / А.В. Белявский - М., 1996.-189с.
5. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека. опыт персоналистической философии [Текст] / Н.А. Бердяев // Царство духа и царство кесаря. М., 1995.- 34с.
6. Битрук, Н.В. Статус личности в политической системе общества [Текст] / Н.В. Битрук // По¬литология. - М., 1993. -89с.
7. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России [Текст] / Л.Д. Воеводин - М., 1997.- 155с.
8. Грудцына, Л. Права человека: история и современность [Текст] / Л. Грудцына // Адвокат. 2002. - № 6. -65с.
9. Иваненко, В.С. Всеобщая декларация прав человека и конституция РФ [Текст] / В.С. Иваненко // Правоведение. 1998. - № 4. 34с.
10. Игнатенко, Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект [Текст] / Г.В. Игнатенко // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 1993. 502с.
11. Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [Текст] : Учебник / Е.И. Козлова. М., 2003.- 391с.
12. Авакьян С. Л. Конституционное право России. Методическое руководство к семинарам. М.. 1996
13. Бойцова В.. Бойцова Д., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой сис¬теме. Общественные науки и современность. 1993. № 6.
14. Еременко Ю. П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996
15. Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и сгруктура. //Правоведение, 1998, № 1.
16. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
17. Миронов О. О. Конституционное право РФ и его субъекты. //Личность и власть. Ростов-на-Дону, 1995.