В условиях рынка предприятие самостоятельно осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несёт убытки, за счёт прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Высшей целью деятельности предприятий является превышение доходов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Достижение этой цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом.
Реализуя непосредственно цель производства - получение максимальной величины прибыли, - предприятие реализует и цель общества - наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание.
Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.
Анализ прибыли и рентабельности производственных предприятий всех форм собственности является составной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и одним из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в условиях рынка. Результаты данного анализа практически используются в планировании производства и оценке эффективности качества работы. Анализ призван охарактеризовать изменения в материально-технической базе производства и показателях его эффективности, обеспечить глубокое экономическое обоснование решений, через которые реализуются функции управления.
Кроме того, рентабельность играет большое значение в системе микроэкономических индикаторов финансовой стабильности российской экономики и ее финансового сектора, разработанной в целях преодоления предкризисных и кризисных ситуаций.
Введение 3
1.Прибыль как результат и цель функционирования корпорации 5
2. Аналитический обзор рентабельности российской экономики 19
3. Подходы и примеры оценки прибыли и рентабельности в зарубежных странах 23
Заключение 33
Список использованной литературы 37
1. Ковалёв В. В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.
2. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. и др. Финансы предприятий. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 447 с.
3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. - М.: Экономика - Дело. 1992. С. 226, 264.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО \"Новое знание\", 2004. - 687с.
5. Титов В. И. Экономика предприятия. - М.: Изд.–торг. корпорация «Дашков и Кº», 2004. – 462 с.
6. Финансы предприятий. Под редакцией проф. Колчиной Н.В.- М.: Изд-во ЮНИТИ, 2001.
7. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ.- М.: Новости, 1991. С. 322.
8. Чуев И. Н., Чечевицина Л. Н. Экономика предприятия. - М.: Изд.–торг. корпорация «Дашков и Кº», 2003. – 416 с.
9. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА, 2002.
10. Экономика фирмы. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – М.: Юнити, 2003. – 461с.
Список периодических источников, используемых в работе
11. Савин В.А. Статистический анализ рентабельности крупнейших фирм США в 1998 году// Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №3.
12. Тушунов Д. Кредитная активность российских предприятий. //Вопросы экономики. – 2003 - № 7 – с. 78-80
13. Экономика Белгородчины за девять месяцев 2005 года. // Газета «Белгородская правда» от 1 ноября 2005 г.
14. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход. //Вопросы экономики. – 2004. - №9.
15. Илларионов А. Как слезть с нефтяной иглы. // Газета «Аргументы и факты» № 50 –2005г.
Список интернет-ресурсов, используемых в работе
16. \"Служба Экспертного Мнения\" http://www.vipopros.ru/default.asp
17. http://www.dmir.ru/journal/riz/
18. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.// http:/www.aup. ru
19. Депозитарные расписки как способ привлечения инвестиций в российские корпорации. // http:/ www.bankir.ru
20. Источник: по отраслям экономики - Госкомстат России, по банковскому сектору - Банк России. http://www.iip.ru/files/file_40.doc
21. Международные инвестиционные проекты.// http:/www. iip. ru
22. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия. http://www.csft.ru/education/
23. Патрик Артю. Что осталось от американской модели?// http: //www. inosmi.ru.
24. Российский рынок производства и потребления коксующихся углей// http://www.metcoal.ru/
25. Об этом говорится в сообщении http://www.finiz.ru/