Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
В реальной действительности прибыль конечная цель и движу¬щий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы. Высокие прибыли заставляют капиталы мигрировать из одной отрасли в другую. А в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда национальные границы стали узки для высоко-производительного производства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила, свободно перемещаются из одной страны в другую, перестраивая структуру интернациональной экономики. В этом случае проблема доходов и прибыли становится еще более актуальной и приковывает к сбе внима¬ние не только практиков, но и теоретиков.
Актуальность темы исследования обусловлена повышенным интересом руководства предприятий к процессу формирования прибыли и поиску подходов, позволяющих организовать управление таким образом, чтобы деятельность предприятия была успешной. Прибыль выступает в данном случае основным критерием успеха. Без прибыли предприятие не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Отметим слабую освещенность в литературе вопросов согласования этапов разработки и реализации стратегии, отсутствие конкретных средств поддержки принятия решений при управлении прибылью на предприятиях общественного питания, в частности в ресторанах.
Сегодня рынок ресторанных услуг вступил в новый этап своего развития, когда посещение ресторанов, закусочных, бистро перестало быть чем-то экзотическим и постепенно перешло в некую обыденность. Но так происходит не везде. Отличительной особенностью российского рынка ресторанных услуг является разная степень культуры населения в отношении посещения ресторана. Рестораны, которые в своей экономической деятельности используют экономический анализ, уже не редкость. Появилось много отечественных программ, позволяющих автоматизировать процесс расчета финансовых коэффициентов базы для дальнейшей оценки финансового состояния компании. Что же касается самой этой оценки, то многие руководители ресторанов продолжают испытывать трудности.
Недостаточная эффективность существующих подходов к управлению прибылью, являющейся одной из основных целей существования организации, и фрагментарное освещение соответствующих вопросов в литературе обуславливают их актуальность для российских предприятий и, соответственно, выбор темы и основных направлений исследования курсовой работы.
Объектом исследования выступает предприятие общественного питания ресторан «Булгар». Предметом исследования является анализ прибыли ресторана.
Вопросы содержания категории «прибыль» нашли отражение в трудах А.Бабо, К.Маркса, Ф.Найта, Э.Чемберлина, Й.Шумпетера и проанализированы в работах И.А.Бланка, В.П.Кодацкого, В.Ф.Юрова.
Общеметодическим вопросам формирования экономических результатов и страегическим аспектам управления посвящены труды отечественных: О.С.Виханского, Л.Д.Гительмана, И.Н.Герчиковой, А.С.Голдстайна, В.С.Ефремова, Л.А.Коновалова, Р.А. Фатхутдинова и зарубежных авторов: И.Ансоффа, Р.Акоффа, А.Дайле, П.Друкера, Д.Кэмпбела, А.Д.Литтла, М.Мескона, Г.Минц-берга, Л.Планкетта, М.Портера, А.А.Томпсона, Ф.Селзника, А.Дж.Стрикленда, П.Хейне, А.Чандлера, Д.Шенделла и др.
Аспекты организации системы управления, направленные на получение практических результатов, исследовали В.Г.Балашов, Ю.В.Богатин, А.Ю.Денисов, С.А.Жданов, В.А.Ириков, В.А.Швандар.
Вопросы экономического анализа непосредственно в ресторанном бизнесе рассматривали Ю.А. Аванесов, О.П. Ефимова, Л.И. Кравченко, В.В. Карпов, Т.С. Сергеева.
Цель курсовой работы заключается в исследовании проблем формирования и использования прибыли организаций.
Реализация цели потребовала решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность прибыли;
- рассмотреть состав, структуру прибыли и ее роль в хозяйственном механизме предприятия;
- описать методологические основы анализа прибыли;
- дать организационно экономическую характеристику ресторана «Булгар»;
- провести анализ формирования прибыли в ресторане «Булгар»;
- провести планирование прибыли ресторана «Булгар»на 2009 г. и показать пути ее повышения.
В числе информационных источников курсовой работы использованы монографии, учебники, журнальные статьи, материалы научных конференций и семинаров; материалы бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия; законодательные акты и нормативные документы; результаты моделирования.
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты факторного анализа 6
прибыли предприятия 6
1.1. Экономическая сущность прибыли 6
1.2. Состав, структура прибыли и ее роль в хозяйственном механизме предприятия 10
1.3. Методологические основы факторного анализа прибыли 18
2. Факторный анализ прибыли ресторана «Булгар» 24
2.1. Организационно экономическая характеристика ресторана «Булгар» 24
2.2. Анализ формирования прибыли в ресторане «Булгар» 27
2.3. Планирование прибыли ресторана «Булгар» и пути ее повышения 31
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая и вторая от 1 марта 2002г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. 272 с.
5. Аврова И.А Налог на прибыль: оптимизация расчета. М.: Бератор, 2010. 144 с.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Табурчак П.П., Викуленко Л.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. П.П. Табурчака, В.Н. Тумина, М.С. Сапрыкина. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2007. 352 с.
7. Арефьева А. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли// Менеджмент в России и за рубежом. 2006. - №8. С.35-37.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического ана¬лиза. М.: Финансы и статистика, 2008. 392 с.
9. Балабанов И.Т. Основа финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2008. 389 с.
10. Бланк И.А. Управление прибылью. К.: Ника-Центр, Эльга, 2006. 752 с.
11. Букаев Г. И. Налог на прибыль // Главная книга. - 2008. - №1. С.11-12.
12. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2007. 218 с.
13. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 2007. 501 с.
14. Видяпина В.И. Бакалавр экономики: Хрестоматия. М.: Триада, 2006. 880с.
15. Гиляровская Л.Т., Соболев А.В. Факторный анализ показателей рентабельноси активов коммерческих организаций // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - №4. С.40-43.
16. Грузинов В. П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 795 с.
17. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2005. 560 с.
18. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. М.: Финансы и статистика, 2006. 456 с.
19. Кадацкий В.П. Прибыль. М.: Финансы и статистика, 2008. 128 с.
20. Ковалев В.В., Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2006.-512с.
21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2007. 377 с.
22. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 2008. - №7. С.29-32.
23. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия, проблемы, концепции, методы: Учебное пособие: пер. с фр./ Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. 631 с.
24. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ. / Под ред. Скворцова О.В. - М.: Юрайт, 2008. 879 с.
25. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. 550 с.
26. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: «ПРИОР», 2008. 274 с.
27. Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. Традиционные подход к оценке финансовых результатов// Аудит и финансовый анализ. 2005. -№ 2. С. 45-49.
28. Митина Б.М. Налог на прибыль - что нового? // «Российский налоговый курьер». - 2009. - № 2. С. 17-19.
29. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. - М.: Финансы и статистика, 2008. 489 с.
30. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. М.: Финансы и статистика, 2007. 178 с.
31. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление де¬нежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. М.: Бан¬ки и биржи, ЮНИТИ, 2008. 341 с.
32. Раевский. В.А. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. - М.: ЮНИТИ, 2005. 698 с.
33. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Миснк: Вышэйшая школа, 2010. 441 с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", 2007. 539 с.
35. Сафронова Е.Г. Эффективно ли Вы управляете своим предприятием// Финансовый менеджмент. 2007. - № 4. С. 63-65.
36. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2007. 284 с.
37. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 2007.- 472 с.
38. Скамай Л. Прибыль и методы её анализа // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2008. - № 4. - С.72-80.
39. Скляренко В.К, Казакова Р.П. Методика планирования прибыли предприятия // Справочник экономиста. 2005. - №2. С.33-36.
40. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. М.: ИНФА-М, 2007. 208 с.
41. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. - М.: Прогресс, 2007. 265 с.
42. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. М.: «ЗЕРЦАЛО», 2008. 272 с.
43. Чечета А.И. Информация о финансовых результатах и ее анализ // Финансы. - 2006. - №5. - с. 32-34.
44. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. М.: Финансы и статистика, 2008. 310 с.
45. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2007. 658 с.
46. Экономическая стратегия фирмы: пер с англ./ Под ред.А.П. Градова. СПб.: Питер, 2005. 213 с.
47. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. - СПб.: изд. СПбГУЭФ, изд. "Питер Паблишинг", 2010. 482 с.
48. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2008. 144 с.