Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем, всего общества.
В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.
В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения [1, с. 62].
Однако независимые от государства СМИ не должны быть сосредоточеы в руках одной политической силы. Политический плюрализм должен сочетаться с информационным плюрализмом. На Международной конференции, посвященной проблемам независимости средств массовой информации (Москва, июнь 1993 г.), член Совета управляющих Европейского института средств массовой информации профессор Джордж Уэделл подчеркнул, что для того, чтобы СМИ функционировали удовлетворительно, существенно важно, чтобы они были и оставались разделенными.
Несомненно, что в обществе, основанном на частной собственности, существовали и будут существовать частные СМИ. Вместе с тем в обществах с развитой рыночной экономикой уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая информацию не в качестве общественной ценности, а в качестве товара, подлежащего присвоению частными лицами. Частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Как иронично заметил Даллас Смит, основной функцией средств массовой информации является не продажа идеологического товара потребителям, а формирование и сбыт аудитории рекламодателям.
Одна из серьезных проблем, связанных со СМИ, состоит в том, чтобы оградить неполитизированную часть общества (а это преобладающая в количественном отношении часть населения, а, следовательно - основной электорат на любых выборах), во-первых, от монополизированной государственной идеологии; во-вторых, от различного рода партийной пропаганды (при отсутствии политического плюрализма в обществе); в-третьих, от информационного влияния средств массовой информации, выражающих интересы крупных финансовых и промышленных монополистов. Это могут сделать только СМИ, которые политически нейтральны (не имеют политических «хозяев»), не находятся в экономической зависимости от государственного бюджета или финансово-промышленных структур и на этой основе способны удовлетворять информационные потребности общества в целом. Такие СМИ в теории и политической практике называются «общественными», «некоммерческими», «публичными». Организации (компании) таких СМИ наделены широкими правами самоуправления, финансируются они из налога на радио и телевидение, собираемого телерадиокомпаниями самостоятельно с каждого потребителя. Государство имеет право конституировать публично-правовые радиотелекомпании и закрыть их, но, пока они существуют, они не подлежат его непосредственному влиянию. Наличие и функционирование общественных (публично-правовых) средств массовой информации - атрибут любого демократического общества. Вместе с тем, подчеркнем еще раз, в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, учреждать СМИ и выражать свои интересы законным путем могут любые социальные группы, из которых в конечном счете и состоит гражданское общество.
Существуют различные подходы к классификации функций СМИ. Т. Петерсон выделяет семь основных функций печати [4, с. 65]:
- служить политической системе общества, обеспечивая информацию;
- обсуждать общественные дела;
- просвещать публику с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправлению;
- ограждать права личности от правительства;
- служить экономической системе, главным образом, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью рекламы;
- обеспечивать развлечение читателей;
- поддерживать свою собственную финансовую независимость, чтобы избежать давления каких-либо частных интересов.
Отечественный исследователь В.Л. Энтин в монографии «Средства массовой информации в политической системе общества» (М., 1988) указывает на следующие группы функций СМИ: учредительные, регулятивные, охранительные, нормативно-ценностные [8, с. 1132].
А.Б. Венгеров также подчеркивает нормативно-ценностную функцию СМИ, под которой понимается способность не просто распространять, но и создавать нормы поведения, социальные ценности, цели.
Содержание
Введение 3
1. Основные источники и функции средств массовой информации 4
2. Средства массовой информации как орудие политики 5
Заключение 13
Список литературы 15
Введение
Средства массовой информации (СМИ) - это один из важнейших институтов современного общества. Выполняя многообразные функции, они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Кроме того, с помощью средств массовой информации осуществляется интерпретация и восприятие важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире.
Средства массовой информации также являются инструментом реализации политического процесса. В современном обществе трудно представить политику без прессы, телевидения и радио.
Средства массовой информации выполняют политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём поддержки, обсуждения, критики различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д.
1. Основные источники и функции средств массовой информации
Средства массовой информации - это газеты, журналы, теле- и радиопрограммы и т.д. Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. Средства массовой информации воспитывают политическую культуру граждан и выражают бщественное мнение членов общества. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности [2, с. 36].
Средства массовой информации выполняют политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём поддержки, обсуждения, критики различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д.
Основные направления деятельности средств массовой информации [3, с. 29]:
удовлетворение информационных интересов общества;
обеспечение гласности;
изучение и формирование общественного мнения;
организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.
На современном этапе изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.
Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества.
2. Средства массовой информации как орудие политики
Понятие «информация» изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. В современном понимании «информация» - это сведения, которые [8, с. 126]:
а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации);
б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности;
в) значимы, то есть, важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения приняия им того или иного решения.
Именно значимость сведений отличает информацию от просто знания. Важен и второй из названных здесь признаков, поэтому безосновательно к слову «информация» добавлять прилагательные «истинная» или «достоверная»: ложной информации просто не бывает. Если сведения ложные, то это уже не информация. Но не всякие сведения, не содержащие истины, можно назвать дезинформацией. Дезинформация - это ложные сведения, специально созданные («сфабрикованные») и сообщенные объекту дезинформации (человеку, организации, обществу) с тем, чтобы он принял решение, соответствующее интересам дезинформатора.
Таким образом, для информации характерны следующие признаки [8, с. 127]:
- она есть явление социальное, общественное;
- предполагает наличие двух сторон - субъекта, передающего информацию (субъект информации) и субъекта, воспринимающего информацию (объект информации);
- представляет собой определенные сведения;
- сведения должны адекватно отражать реальность;
- сведения должны иметь значение для объекта информации, представлять для него интерес.
Разновидностью информации является массовая информация. А.А. Малиновский определяет массовую информацию как «совокупность сведений, адекватно отражающих процессы общественного бытия, предназначенных для неограниченного круга лиц, распространяемых средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств»[3, с. 58]. При этом он полагает, что массовая информация как явление действительности состоит из трех подсистем: коммуникативной (собственно информационной), институциональной (средства массовой информации как форма распространения массовой информации) и технической (типографии, издательства, телерадиослужбы, ретрансляционные станции, спутниковые системы и т. п.) [3, с. 59].
В Федеральном законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. массовая информация понимается как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а к средствам массовой информации Закон относит периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовй информации (ст. 2).
Средства массовой информации осуществляют поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
1. Белов А.Г. Политология: Курс лекций. М.,1996.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994.
3. Гаджиев К.С. Средства массовой информации и политика // Вестник Московского университета, 1999 - №1
4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Р.-на Д.,1996
5. Политология в вопросах и ответах. М.,1994.
6. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1992.
7. Политология. Уч.пособ./Ред. Полунина Г.В. М.,1996.
8. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. 240с.
9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.
10. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. М.,1997.