1. Сущность и основные функции антитеррористической политики современного государства
Террор - это жестокий по форме и средствам криминально-уголовный акт насилия, целью которого является воздействие с помощью страха и ужаса на небольшие группы и/или отдельных лиц. Террор имеет, прежде всего, уголовно-правовой (то есть, локальный, ограниченный) характер, и может быть системным и бессистемным.
Терроризм является средством политической борьбы. Это теория и практика террора и одновременно политика применения террора. В настоящее время терроризм, как социальное явление, еще понимается в виде системы специфических насильственных актов, осуществляемых со стороны оппозиционных группировок. Основным средством терроризма является террористический акт, конечной целью которого является воздействия на политическую власть. Причинами возникновения терроризма являются неразрешенные социальные и политические конфликты, находящиеся в запущенной форме и возникшие из-за неспособности политической и социальной системы обеспечить выражение и учет интересов определенных социальных слоев или групп.
Различия между террором и терроризмом заключаются в том, что террор является объектом противодействия, прежде всего, органов охраны правопорядка, а терроризм имеет политические природу и цели. Терроризм является объектом противодействия в первую очередь государственно-властных институтов и других политических структур и/или использования ими. Террор, в отличие от терроризма, не имеет четко выраженной идеологической составляющей. Терроризм, как средство политической борьбы, в отличие от террора, тесно связан со степенью легитимности политической власти.
В настоящее время отсутствует четкое, понятное и разделяемое большинством специалистов и государственных деятелей определение антитеррористической политики. Различные ученые и специалисты, исследователи в это понятие вкладывают различное содержание.
Так, исследователь А.Б. Агафонов отмечает, что антитеррористическая политика США заключается в организации системы контр- и антитеррористической деятельности федеральных ведомств этой страны, которые являются своеобразным индикатором того, какие угрозы считаются наиболее вероятными и опасными для национальных интересов Соединенных Штатов. Однако А.Б. Агафонов не дает разъяснения - чем отличается контртеррористическая деятельность от антитеррористической. При этом основу обоих видов деятельности он видит «...в сдерживании, предотвращении терактов и снижении уязвимости» самого государства (США) .
Ученые из Нижегородского государственного университета О.А. Колобов и В.Н. Ясенев под антитеррористической политикой понимают ответ государства на международный терроризм, который основывается на широкой и комплексной системе программ по изучению, прогнозированию, предотвращению, сдерживанию и пресечению террористических действий .
Действия, направленные на борьбу с терроризмом, по их мнению, подразделяются на два вида: антитерроризм - «оборонительные меры, направленные на то, чтобы снизить уязвимость отдельных лиц и собственности»; контртерроризм - «наступательные меры, используемые для предотвращения, сдерживания или в ответ на террористический акт». Понятно, что такое разделение на оборонительные и наступательные меры достаточно условно и в практической политике, наверно, малоприменимо. Вместе с тем, полагаем, что в теоретическом ключе это может оказаться полезным.
Американский политолог Дж. Стивенсон под антитеррористической политикой понимает, прежде всего, стратегию сдерживания и профилактики терроризма. Сдерживание он соединяет в одну связку с устрашением и вводит понятие «сдерживание-устрашение» .
Некоторые исследователи сущность антитеррористической политики рассматривают через изучение ее политико-правового аспекта. Так, исследователь Ю.А. Брусницын определяет сущность антитеррористической правовой политики через законодательное обеспечение национальной безопасности России в контексте террористических угроз и понимает ее как «...совокупность правовых целей, задач, форм и основных направлений функционирования органов государственной власти по борьбе, пресечению, предупреждению терроризма, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах разной силы действия и обеспечивающих защищенность личности, общества и государства» .
Несколько иначе на проблему сущности антитеррористической политики смотрит ученый И.И. Кузьменко, предлагая свой подход к определению средств и методов антитеррористической политики, экстраполируя ее на «механизм политического регулирования в сфере борьбы с терроризмом, при котором должен учитываться ряд факторов, таких как: тип политической системы, сущность политического режима, состояние экономических ресурсов» . Эти факторы, как считает исследователь, можно задействовать в ходе реализации антитеррористических программ во взаимосвязи между внешними и внутренними угрозами со стороны террористических организаций.
Вышеприведенные мнения исследователей феномена антитеррористической политики отличаются друг от друга. Общим у них является признание антитеррористической политики как некой стройной системы, направленной против терроризма. Однако в определении Б.А. Агафонова, О.А. Колобова и В.Н. Ясенева снова наблюдается смешения понятий «антитеррористическая политика» и «борьба с терроризмом», так как в их определениях говорится в большей степени не о политических мерах, а о мерах противодействия терроризму. В определении ученого И.И. Кузьменко присутствует политологический аспект изучения данного вопроса. Он считает, что антитеррористическая политика, как и терроризм, связаны с типом политической системы, политическим режимом и состоянием
Введение 3
1. Сущность и основные функции антитеррористической политики современного государства 5
2. Механизмы реализации антитеррористической деятельности 10
3. Гражданское общество как фундамент успешной антитеррористической политики современной России 15
4. Проблемы осуществления политической стратегии антитеррористической деятельности 20
Заключение 24
Список литературы 25
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007.
2. Агафонов А.Б. Современная государственная антитеррористическая деятельность США (политические аспекты): Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Нижний Новгород, 2010.
3. Бородин A.M. Политические проблемы современного терроризма. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М.. 2001.
4. Брусницын Ю.А. Правовая политика современного российского государства в сфере противодействия терроризму: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.
5. Василенко И.Л. Информационная парадигма и государственное управление // Власть. - 2010. - № 8.
6. Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. - 2007. - № 10.
7. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. - М.: Норма, 2007.
8. Колобов О.А. Ясенев В.Н. Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства: Проблемы правового регулирования и варианты их решения. - Нижний Новгород: НГУ, 2001.
9. Корабельников А.А. Враг не успокоится, пока не проиграет // Военно-промышленный курьер. – 2010. - 7-13 июня.
10. Кузьменко И.И. Государственная политика борьбы с терроризмом за рубежом. Сравнительный анализ тенденций: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2000.
11. Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. - 2009. - № 12.
12. Повестка дня для России. Материалы «круглых столов» фонда «Единство во имя России». – М.: ФОРУМ, 2010.
13. Селиванов А.И. Современный терроризм как инструмент глобального управления // Власть. - 2008. - № 10.
14. Соловьев А.И. Политическое эхо террора // Власть. - 2009. - № 10.
15. Стивенсон Дж. Стратегия «сдерживания и профилактики» терроризма // Международные процессы. - 2005. - № 1.
16. Четвернин В.А. Современная либертарно-юридическая теория // Ежегодник либертарно-юридической теории. - 2007. – Выпуск 1.
17. Юшин В.Ю. Естественное право и гражданское общество // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 12.