Принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве" , регулирующего порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было прежде всего восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон "О судебных приставах", который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона "Об исполнительном производстве". Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные новеллы на практике еще не апробированы, не все они в должной мере согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко изложено содержание некоторых из них, что может создать определенные трудности при применении. Это потребует совершенствования статей Закона на основе анализа и обобщения судебной практики. В правовых нормах, содержащихся в ст. 12 Закона, проявляется гуманизм государства. Эти нормы направлены на защиту прав должника и членов его семьи при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. При определении конкретного времени совершения исполнительных действий может участвовать не только судебный пристав-исполнитель, но и стороны, участвующие в исполнительном производстве. Целью данной работы является рассмотрение сроков в исполнительном производстве. Глава 1. Виды сроков, закрепленные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" 1.1. Сроки совершения исполнительных действий Правила о сроках совершения исполнительных действий впервые введены в настоящий Закон и направлены прежде всего на защиту прав взыскателя. Установленные в комментируемой статье сроки по своей природе являются сроками служебными. Никаких действенных процессуальных рычагов, позволяющих сторонам, участвующим в исполнительном производстве, эффективно воздействовать на их нарушителей, к сожалению, данный Закон не содержит. В п. 1 ст. 13 Закона дана общая правовая норма, устанавливающая двухмесячный срок исполнения исполнительного документа. Этот срок исчисляется со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Такой порядок исчисления сроков ведет к волоките и нарушению прав взыскателя. Установленный п. 1 настоящей статьи срок должен исчисляться со дня поступления исполнительного документа в соответствующую службу судебных приставов, а не со дня его поступления судебному приставу-исполнителю.
Введение 3 Глава 1. Виды сроков, закрепленные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" 5 1.1. Сроки совершения исполнительных действий 5 1.2. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению 6 1.3. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению 8 1.4. Сроки приостановления исполнительного производства 12 Глава 2. Сроки, предусмотренные для различных участников исполнительного производства 14 2.1. Сроки, предусмотренные законом для судебного пристава-исполнителя 14 2.2. Сроки, предусмотренные законом для иных участников исполнительного производства 15 2.3. Сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для совершения отдельных исполнительных действий 18 Глава 3. Сроки по Закону об исполнительном производстве нереальны 19 Заключение 22 Список источников и литературы 23
1. Всеобщая декларация прав человека. Утв. и провозглашена Ген. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. // Российская газета от 10 декабря 1998 г. 2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 года 3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.). 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002г. №46.Ст. 4532. 5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 10 января, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 12 октября, 27 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3591 6. Гражданское право: Том 1. Учебник. Издание пятое, перераб. и доп. / под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. - 632с. 7. Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юристъ, 1998. 8. Конституция РФ, Комментарий. /Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1998. 9. Исполнительное производство / Валеев Д.Х., Ганеев Р.Р., Загидуллин М.Р. и др.. - С.-Пб.; Питер, 2002. 10. Исполнительное производство: Учебник: Практикум / Викут М.А., Исаенкова О.В.. - М.; Юристъ, 2001. 11. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве". М.: Юридическое бюро "Городец", 2000. 345 с. 12. Приостановление исполнительного производства как стадия исполнительного процесса (А.А. Максуров, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2002 г.) 13. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве (Д.А. Марданов, "Адвокат", N 1, январь 2005 г.) 14. Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и к Федеральному закону "О судебных приставах". М., 1999 15. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" / Под ред. М.К. Юкова, В.М. Шерстюка. М., 2001 16. Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное производство: Учебник. Практикум. М., 2001 17. Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 18. Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия процесса? (А.Т. Боннер, "Законодательство", N 8, август 2004 г.)