Введение
Российская Федерация - государство с безусловно преобладающим русским этносом, с соответствующей культурно-конфес¬сиональной доминантой.
Ислам, несмотря на глубокие истори¬ческие корни, многовековое присутствие на нынешней терри¬тории России, на инкорпорированность в российскую субцивилизацию, является религией меньшинства. Это в конечном счете и определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте российского общества.
С другой стороны, положение ислама в российской культур¬ной традиции, а мусульман в российском обществе неординар¬но и весьма значимо.
Присущую либералам уверенность в чуждости ислама России изящно сформулировал известный поэт и переводчик Семен Липкин. «И будет новая мусульманская империя, - говорил он в интервью 1992 г. - Она чужда России. У мусульманских стран своя история, своя судьба. Это понимал один человек - Сталин... Сталин был убийца. Он понимал, что соединить эту страну в одно путем добра, справедливости и порядка невозможно... Он ска¬зал горцам: вы будете жить по законам шариата. Потому что по¬нимал, что иначе горцев не привлечешь на свою сторону. Но он же напал на эпосы народов СССР, объявив их байско-феодальными».
Неожиданно непростой оказалась на уровне теории пробле¬ма гипотетической возможности создания в России исламского государства. Согласно мусульманской догматике, ислам - самая совершенная религия, и рано или поздно перейти в него долж¬но все человечество.
Большинство исламских политиков понимают, что рассужде¬ния о создании в обозримом будущем исламского государства в России вызывают сегодня лишь раздражение.
Идея исламского государства неприемлема и для большинства воспитанных на секулярных традициях мусульман. Поэтому своей главной целью идеологи российского ислама называют создание для мусульман условий, обеспечивающих им возможность следовать исламско¬му образу жизни.
Собственно конфессиональный аспект этой проблемы представ¬ляется вторичным. Вместе с тем сотрудничество без посредни¬ков расположенных в мусульманских регионах экономических структур со странами Ближнего и Среднего Востока способству¬ет как росту внутреннего престижа российских мусульман, так и развитию связей России с мусульманским миром.
Оглавление
Введение 3
1. Исламское возрождение в современной России 5
2. Зарождение политического ислама в России 9
3. Политизация ислама в современной России 12
Заключение 15
Список литературы 17
Список литературы
1. Авторханов А. Империя Кремля (советский тип колониализма). - Вильнюс, 2000.
2. Гейдар Джемаль: «ИПВ это "партия Аллаха"» // Независимая газ. 1992. 31 янв.
3. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и совре¬менное состояние). - М., 1996.
4. Жириновский В. В. Последний бросок на юг. - М., 2003.
5. Ислам и возрождение России // Независимая газ. 2002. 25 июля
6. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающих¬ся стран Азии и Африки. - Ташкент, 2000.
7. Ислам и патриотизм // День. № 26 (54). С. 4.
8. Ислам: вопросы истории, культуры, философии. - Н. Новгород, 2005.
9. Камилов М. К. Формирование новой личности: Философские и социологи¬ческие аспекты. - М.: Наука, 1995.
10. Коран не стреляет // Моск. новости. 2003. 4 апр.
11. Ланда Р. Г. Ислам в современной России. - М.: Наука, 2005.
12. Малашенко А. В. В поисках альтернативы. - М.: Наука, 2008.
13. Малашенко А. В. Мусульманский мир СНГ. - М., 2008.
14. Моск. комсомолец. 2008. 20 июля.
15. Независимая газета. 2008. 1 июня.
16. Отношение москвичей к религии и церкви / Ин-т системных исслед. - М., 2004.
17. Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеоло¬гия. - М., 1991.
18. Россия и Восток: проблемы взаимодействия / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Науч.-инф. фирма «Туран», 2003.
19. Ротарь И. Новые мусульмане // Независимая газ. 2006. 23 окт