1. Теоретические основы рекреационной деятельности Эффективность педагогического процесса в детском саду, направлена на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и оптимальную двигательную подготовленность детей дошкольного возраста, зависит от учета биологических закономерностей их организма, связанных со значительной потребностью ребенка в разных движениях [5]. Научные исследования (Е.Н. Вавилова, Е.С. Вильчковский, Т.И. Осокина, Н.Ф. Денисенко, В.А. Шишкина и др.) доказали, что двигательная активность детей обусловлена многочисленными социальными, биологическими и естественными факторами (режимом, состоянием здоровья ребенка, двигательной подготовленностью, климатическими условиями и др.). Активная двигательная деятельность для подрастающего организма имеет особое значение как фактор, который содействует развитию и воспитанию личности ребенка в целом. По мнению академика К. Г. Бикова: «Без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни, тем более, переобустройство ее в процессе работы, ни усовершенствование самого человека в процессе воспитания». Только в процессе овладения разными двигательными умениями и навыками совершенствуются психомоторные и вегетативные функции, улучшается качественная сторона двигательной деятельности, развиваются физические возможности детей. Исследованиями физиолога И.А. Аршавского и его сотрудниками обосновано «энергетическое правило скелетных мышц», согласно которому особенности развития и деятельности физиологических систем подрастающего организма находятся в прямой зависимости от функционирования мышц. Любой вид мышечной активности стимулирует развитие центральных регуляторных механизмов внутренних органов в такой мере, что его можно считать ответственным за переход организма ребенка с одной степени возрастного развития к другому. В специальных исследованиях отечественных и заграничных психологов: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Ж. Пиаже и др. - показано наличие тесной взаимосвязи между количеством и качеством двигательной активности и проявлением восприятия, памяти, мышление, эмоций у детей дошкольного возраста [5]. Двигательную активность детей можно условно распределить на целенаправленную и произвольную (самостоятельную). Выполнение физических упражнений под руководством воспитателя во время занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и др. является целенаправленной двигательной активностью. Объем ее в основном обусловлен программой и установленными методическими требованиями к организационным формам физического воспитания детей каждой возрастной группы. Она должна составлять не менее 1,5-2 часов в сутки с учетом рационального распределения их в режиме детского сада. К произвольной двигательной активности относят самостоятельные игры (в основном во время прогулок), выполнение физических упражнений, разные передвижения, когда дети свободны от занятий или в связи с самообслуживанием и т.д. В условиях дошкольного заведения произвольная двигательная активность также в значительной мере может регулироваться воспитателем. Поэтому одним из важных направлений воспитательной работы с детьми является создание необходимых условий для их оптимальной двигательной активности, которую рассматривают с количественной и качественной сторон. В понятие количественной характеристики входят: объем движений, которые выполняются детьми в определенном календарном периоде (время, неделя, месяц, год), а также место двигательной активности в режиме дня ребенка. Качественная сторона характеризует содержание двигательной активности. К ней относят форму занятий, характер физических упражнений, способ организации детей во время их выполнения. Двигательная активность является естественной биологической потребностью детей, степень удовлетворения которой определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма. Не случайно Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша «его естественной стихией». Движения являются важной составляющей частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Постоянный приток об-приоцептивной импульсации, которая возникает во время мышечной деятельности, всесторонне стимулирует развитие детей в физическом, сенсорном и интеллектуальном направлении. Оптимальная двигательная активность играет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и усовершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта (Н.Т. Лебедева, А.А. Маркосян, И.В. Муравов и др.). Движения, как писал академик И.П. Павлов, - главное проявление жизни. Деятельность внутренних органов направлена на обеспечение работы мышц, а тренировка мышц является одновременно и усовершенствованием функции других органов и систем. Необходимый объем двигательной активности детей является решающей гарантией воспитания всесторонне развитого, здорового подрастающего поколения. Как свидетельствуют многочисленные исследования (О.Г. Аракелян, Н.Ф. Денисенко, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзене, Т.И. Осокина, И.И. Рауцкис, В.А. Шишкина и др.), благодаря достаточному объему двигательной деятельности дети всех возрастных групп имеют хорошее здоровье, физическое развитие и быстрее усваивают физические упражнения [8]. Без преувеличения можно утверждать, что движение также необходимо для нормального роста и развития ребенка, как и полноценное питание. Физические упражнения не только развивают и укрепляют детский организм, предупреждают разные заболевания, но также являются одним из эффективных средств лечения и восстановления сил ребенка после болезни. Дети, которые систематически выполняют физические упражнения, отличаются бодростью, жизнерадостностью, оптимизмом и высокой трудоспособностью, как к физическим, так и к умственным нагрузкам. При этом более высокая тренированность повышает стойкость организма ребенка к негативному влиянию внешней среды: повышению температуры, гипоксии, инфекционной туберкулезной палочке и к общему гамма-излучению (А.В. Коробков, Л.И. Какурин). Режим малоподвижности (гиподинамии), который связан с ограничением мышечной деятельности, приводит к задержке в развитии организма ребенка. При этом происходят нарушения функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, уменьшается сопротивляемость организма к заболеваниям, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Лишний вес дошкольников за счет жироотложений также можно считать одним из характерных признаков режима малоподвижности. Гиподинамия является также одной из причин нарушений осанки дошкольников.
Вступ 3 1. Теоретические основы рекреационной деятельности 5 2. Необходимость двигательной рекреации для сохранения здоровья 10 3. Двигательная рекреация как средство формирования зоровье сберегающего поведения дошкольника 12 4. Формирование двигательной рекреации в ДОУ 14 5. Формирование двигательной рекреации в семье 21 6. Практическая часть: план-конспект спортивного досуга 24 Заключение 29 Список использованной литературы 31
1. Гломидова С.Е. Физкультура. Игровая деятельность старшая группа. Корефей, Волгоград, 2008, - 112 с. 2. Гугин А. Совершенствовать функцию равновесия // Физическая культура в школе, 2007. — №1. — С.43-45. 3. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / Изд. 2-е, перераб. и доп. — Минск: Высшейшая школа, 2010. — 256 с. 4. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Изд. 3-е, перераб. и доп. — Минск: Высшейшая школа, 2009. — 256 с. 5. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- № 11.- 2007.- с.56-59 6. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении. – М.: Академия, 2010. – 320 с. 7. Кузина И. Степ-аэробика / Журнал «Обруч», 2007, № 1 8. Кузьмина Е.Ю. «Папа» - мяч и «Мама» - мяч // Журнал «Обруч», 2008 № 1 9. Короткое И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. — М.: "ФиС", 2011. — 120с. 10. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 336 с. 11. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. (Авторы - составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.) изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001 - 80с. 12. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ СФЕРА 2004- 32с. 13. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе, 2007. — №3. — С. 2-8. 14. Обухова Л.А., Горькова Л.Г. Занятия физической культуры в ДОУ по программе «Остров здоровья» Е.Ю. Александрова. 2009 15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 256 с. 16. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для дошкольников. – М.: Владос, 2007 17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. 18. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 96 с.