Введение Исследователь, который обращается к вопросам взаимодействия и взаимовлияния масс-медиа и культуры, неизбежно наталкивается на несколько подводных рифов. Один из них - укоренившееся в обыденном сознании представление о том, что понятие "культура" включает в себя исключительно сферы образования, науки и искусства. Когда-то очень популярный, а нынче исчезающий со страниц наших газет стереотип "культурный человек" как раз и подразумевал джентльменский набор качеств, предписывающий обязательность посещения филармонии, театра, кино, библиотеки. Журналисты старшего поколения, видимо, помнят когда-то бытовавшее во многих редакциях несколько скептическое отношение к сотрудникам отделов культуры. Сегодня даже среди ученых-обществоведов мы можем встретить тех, кто считает, что культура находится если не в подчиненном положении у политики, то, по крайней мере, значительно уступает ей в степени влияния на социум. Не меньше проблем возникает и при выяснении того, что есть цивилизация. Поэтому, хотелось бы сразу обозначить то содержание, которое вкладывают в понятия "культура" и "цивилизация" современные культурологи. По мнению специалистов, культура представляет собой всю совокупность материальных и духовных ценностей, созданных на нашей планете и образующих ее "вторую природу". Она всегда обращена к человеку и реализуется в области его отношений с естественной средой, другими людьми и самим собой. Собственно, индивид воспринимает мир не иначе как сквозь призму культуры и действует, в большей или меньшей степени вбирая в себя ее богатство. Цивилизация как определенный уровень развития культуры рассматривается и в качестве пространственно-временного среза ее функционирования. Уже сами эти определения говорят о чрезвычайной сложности, многоаспектности и противоречивости обозначенных феноменов: культура пронизывает всю нашу жизнь. Пожалуй, это и есть второе кольцо рифов на пути теоретиков и практиков журналистики. В исследовательской литературе по проблемам СМИ встречаются словосочетания "социология журналистики" и "культура журналистики". Мы не призываем сформировать по аналогии новую отрасль знания, именуемую культурологией журналистики, но углубленный анализ культурно-цивилизационного контекста функционирования СМИ, на наш взгляд, актуален и необходим. Актуальность данной работы заключена в том, что проблема влияния СМИ на культурную политику предполагает синтез нескольких областей человеческой деятельности и человеческого знания, то и актуальность должна быть рассмотрена в нескольких измерениях. Первое измерение - политико-культурное. За последние пять-шесть лет в странах постсоветского пространства оформилась своеобразная "мода" на изучение политической культуры, а, как известно, мода - дело далеко не случайное. Второе измерение - информационное. Научно-техническая революция добавила в политическую жизнь государств еще одну движущую силу - современные средства массовой информации. Однако, несмотря на очевидную власть этого института над человеческими умами, политическая наука интересуется СМИ скорее в плане краткосрочного влияния на зрителей - во время референдумов, выборов, политических акций и т.д. Третье измерение лежит в действительном состоянии государственных СМИ. В настоящее время государственное вещание переживает явный кризис, как организационный, так и духовный Цель настоящего исследования – рассмотреть вопрос влияния СМИ на культурную политику РФ. На основании вышеизложенного вытекают задачи исследования: a. Изучить взаимосвязь СМИ и современной культуры; b. Рассмотреть Средства массовой информации в связи с системой государственной культурной политики; c. Рассмотреть СМИ как средство сохранения культурной идентичности; d. Изучить роль СМИ в культурной и социальной адаптации репатриантов из СНГ в Израиле. В равной степени представляется важным и нужным развертывающийся в обозначенной области постоянный обмен мнениями между исследователями журналистики и работниками прессы. К сожалению, требования рынка, с одной стороны, и - с другой стороны - самодостаточность журналистов не всегда позволяют им остановиться, оглянуться, задуматься о глубинных пластах действительности, о том, что называется объективными тенденциями и закономерностями ее развития.
Оглавление Введение 3 1. СМИ и современная культура 6 2. СМИ как институт современной культурной политики государства 9 3. Роль СМИ в культурной и социальной адаптации репатриантов из СНГ в Израиле 14 3.1. СМИ как источник актуальной информации 18 3.2. СМИ как агент социализации 20 3.3. СМИ как средство сохранения культурной идентичности 22 Заключение 26 Литература 28
Литература 1. Караулов Ю.Н. Язык СМИ как модель общенационального языка. // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 2001 г. М., 2001. С. 83 2. Каспии Д., Элиас Н. Быть здесь и чувствовать себя там: о СМИ на русском языке в Израиле // Израильская социология. Тель-Авив, 2008. № 2 (ивр.). С. 59 3. Комаровский В. С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003. – С. 114 4. Кубрякова Е.С. О разных подходах к изучению СМИ. //Язык средств массовой коммуникации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов международной конференции. М., 2001. С. 63 5. Михальченко И.А. Два общества в одной стране как угроза национальной безопасности: информационный аспект// Межрегиональная конференция "Информационная безопасность регионов России. ИБРР - 2001. Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2001 года. Материалы конференции. СПб., 2001. С. 92 6. П. Бурдье. О телевидении и журналистике. М.,2003. С. 142 7. Средства массовой информации России. М.,2001. С. 142 8. Фаин А. Репатрианты из СНГ: отношение к содержанию СМИ в 2008 году. Иерусалим, Институт социологических исследований «Тацпит» (ивр.). С. 63 9. Феоктистов Г. Г. Информационная безопасность общества. - «Социально-политический журнал», 2000, № 5. С. 58