(Нет отзывов)
17 страниц
2019-07-30

Национальная безопасность как системный объект геополитических исследований.

В наличии
550 ₽

Введение

Процессы глобализации, наблюдающиеся в современном мировом социально-политическом пространстве, ставят стабильное функционирование и эффективное развитие политических систем различных государств в прямую зависимость от наличия системы безопасности. Каждое государство, в том числе и российское, огромное значение придает обеспечению национальной безопасности, целям, принципам и методам ее реализации, системе защиты от угроз.
Проблемы безопасности вообще и национальной безопасности, в частности, приобрели в теоретических исследованиях и современной практике государственного управления положение ключевых категорий, используемых в различных контекстах от национальной или экологической безопасности до безопасности в отдельных сферах деятельности.
Безопасность является одной из главных категорий современной науки и практики. Ее содержание нуждается в постоянном уточнении, поскольку безопасность не может оставаться неизменной в различных условиях жизнедеятельности общества. Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей.
Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Острота проблем безопасности в настоящее время столь велика, что их нельзя оставить без внимания. В реальной действительности они являются предметом многих дискуссий, политических споров, теоретических исследований. Правовые, социальные и политические вопросы обеспечения национальная безопасность рассматривались в трудах Ашихмина И.М., Демичева Д.Н., Кириллова В.В., Коваленко А.Н. Макеева Б.Н., Парфенова В.В., Серова Г.П.,Тихомирова С.Н., Худенко Н.Н., Яскина С.А.

1. Сущность и особенности национальной безопасности

В литературе используются, по крайней мере, три подхода к определению понятия «национальная безопасность»: первый концентрирует внимание на понимании национальной безопасности как состояния защищенности страны, второй на понимании безопасности как отсутствии угроз и опасностей для объекта защиты, третий акцентирует безопасность как свойство (атрибут) системы. Каждый из этих подходов фиксирует тот или иной аспект определения понятия национальной безопасности, а их учёт позволяет рассмотреть национальную безопасность как системное явление и, соответственно, решать вопрос о системе её обеспечения.
Под системой национальной безопасности обычно понимают процесс обеспечения жизненно важных интересов нации и предотвращения угроз этим интересам . Высшая цель национальной безопасности заключается, таким образом, в достижении государством такого сочетания внутренних и внешних условий существования, при котором обеспечивается его территориальная целостность и исключается возможность насильственного изменения его политического строя.
Национальная безопасность чрезвычайно сложная много¬уровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с уг¬розами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элемен¬тов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей систе¬мы (рисунок 1). В качестве целевой функции этой системы высту¬пает степень защищенности данных интересов от угроз.
Понятия цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер национальной безопасности. Так, угроза интересам выживания нации означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, но, скорее всего, использование военной силы неизбежно.
Национальные цели это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных личностей по реализации и защите национальных интересов, они определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства .
Однако использование понятий цель и средства ее достижения, возникает проблема неоднозначности, затрудняющая оперирования ими в политологии, поскольку средства сами могут быть целями, а цели могут стать средствами. Например, если использовать категорию силы в качестве меры измерения национальных интересов, то сила из средства превращается в цель внешней политики, и становится неясным, является ли сила целью или инструментом политики.
Современные угрозы безопасности для нации носят комплексный характер, зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические, и т.д. Многие процессы, развертывающиеся в различных регионах мира, влияют на состояние данного государства, возможности развития общества и каждого его члена, на определение и формулирование национальных целей.
Система мер по достижению целей нации, защите ее интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения национальной безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:
1. политические (от дипломатических нот до «психологической войны» и убийства неугодных политических детелей),
2. военные (от «демонстрации флага» до применения ядерного оружия),
3. экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады),
4. социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков),
5. экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны) .
Для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость.
Широко используемая в исследованиях трактовка безопас¬ности как защищенности достаточно обоснована, но следует иметь в виду, что защита это лишь один из возможных, хотя и наиболее часто используемых, вариантов реагирования на угро¬зу, в том числе и в социальной сфере, поэтому защита Отечества всегда считалась важнейшей функцией государства, священным долгом, правовой и моральной обязанностью его граждан.

Введение 3
1. Сущность и особенности национальной безопасности 4
2. Влияние механизма гомеостазиса на систему национальной безопасности 8
3. Сущность и особенности подсистем национальной безопасности 11
Заключение 15
Список литературы 17

Список литературы

1. Алексеев СВ. Национальная безопасность Российской Федерации: понятийный аспект // Безопасность. 1997. № 3-4. С. 104-111.
2. Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность. // Полис: Политические исследования. М., 2002, №4
3. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности // Право и безопасность. 2003.
4. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998
5. Гареев М.А. Национальная безопасность России как теория и практика //Безопасность. 1993. № 8. С.76.
6. Исаев Б.А. Геополитика. СПб.: Питер, 2005 С. 228 247.
7. Концепция национальной безопасности Российской Феде¬рации. М., 2000.
8. Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6.
9. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. Изд. 2 М.: Изд-во РАГС, 2005.
10. Поздняков Э.А. Геополитика. М., 1995
11. Послание Президента Российской Федерации по национальной безопасности Федеральному Собранию. М., 1996.

Список контрольных работ по предмету геополитика