ВВЕДЕНИЕ
В экономической жизни существует довольно много ситуаций, когда зависимость продавца и покупателя находится на высоком уровне, и их нормальная работа требует обеспечения очень стабильного характера отношений. Наиболее очевидный способ реализации таких условий - интеграция, то есть организация трансакций внутри одной фирмы посредством иерархической системы административного контроля в условиях общей собственности. При интеграции корректировка (адаптация) условий сделок происходит легче, так как единые отношения собственности создают потребности в максимизации общей прибыли.
1 ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ
В некоторых случаях сильная взаимозависимость может естественным образом возникнуть даже при наличии большого числа потенциальных производителей и рыночного их отбора для выполнения заказов. Это происходит, например, тогда, когда победителю первичных торгов при осуществлении сделки оказывается выгодно инвестировать существенные средства в трансакционно-специфические активы, в том числе в человеческий капитал (например, тренинги и обучение на рабочем месте при производственных операциях) . Сторона, осуществившая такие инвестиции, получает серьезные преимущества над возможными соперниками при последующих торгах. Соответственно то, что поначалу было конкуренцией в условиях большого числа участников торгов, в дальнейшем эффективно трансформируется в отношения долгосрочного двустороннего договора поставки. За исключением ситуации, когда результаты таких вложений можно передать альтернативным поставщикам при низких на то затратах, что случается редко, выгода от этих инвестиций может извлекаться только в период сохранения отношений между покупателем и продавцом. Естественно, каждый из них имеет некоторую склонность к оппортунизму, что в наибольшей степени проявляется при попытке адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам и может привести к дорогостоящим тяжбам и прочим трансакционным издержкам. Поэтому в таком случае часто возникает потребность в структурах управления, ослабляющих оппортунизм и иными способами содействующих выработке доверия.
Интеграция - производственное и организационное объединение предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта. Вертикальная интеграция охватывает поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.
Аргументами в пользу интеграции могут быть следующие выгоды:
перераспределение рисков из одного сектора экономики в другой с целью создания более стабильной системы;
возможность избежать с ее помощью значительных искажений в распределении факторов производства на монополизированных рынках;
неопределенность в предложении комплектующих, сопряженная с необходимостью получения соответствующей информации фирмами, действующими на последующих производственных стадиях;
извлечение посредством разумного использования трансфертных цен преимуществ из различий в налоговых ставках (которые, например, имеют место в разных штатах, регионах, странах) .
В российских условиях мощным побудительным мотивом к объединению смежных стадий производства является возможность ослабления проблемы неплатежей. В результате интеграции предприятия начальных стадий передела могут получить выход на конечного потребителя или на экспортные поставки, то есть напрямую выручать за свою продукцию "живые деньги".
В течение долгого времени интеграция объяснялась исключительно как результат естественных технологических процессов, то есть возникающая конфигурация активов определяется только технологическими принципами производства. При таком подходе интеграция представлялась универсальным и логичным организационным приемом для разработки, производства и эффективного вывода на рынок технологически сложных товаров и услуг. Отсюда можно было бы даже сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев чем выше степень интеграции, тем лучше. При этом внешняя контрактация могла рассматриваться как серьезная альтернатива интеграции только в тех редких ситуациях, когда внешние поставщики имеют необходимые патенты или когда очень велика экономия от масштаба либо разнообразия, которая может снизиться при ориентации в основном на одну компанию.
Однако такой традиционный взгляд не объяснял существующей многочисленности рыночных трансакций и отказа многих крупных компаний (таких как General Motors) от дальнейшей интеграции со смежными стадиями производства. Более продуктивным оказалось предположение, что интеграция является источником экономии трансакционных издержек. В этом случае появляется возможность комплексно подойти к анализу альтернативных вариантов контрактации, учитывая не только технологические факторы, но и положительные свойства рыночных отношений .
Введение...3
Глава 1. Понятие интеграции...4
Глава 2. Виды интеграции.7
2.1 Слияние или поглощение компаний.8
2.2 Экспансия фирмы в виде создания собственных производств..8
Глава 3. Внутренняя организационная структура.10
3.1 Унитарная структура10
3.2 Холдинг..12
3.3 Мультидивизиональная структура..14
3.4 Конгломерат...17
3.5 Финансово-промышленная группа..20
Заключение.24
Список литературы25
1. Норт Д. "Институты, институциональные изменения и функционирование экономики". Москва, 2003.
2. Рудашевский В.Д., Фурщик М.А. "Оптимальная стратегия развития франчайзинговой системы" // Экономика и математические методы, 2004.
3. Уильямсон О. "Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация", СПб, 2003.
4. Чемберлин Э. "Теория монополистической конкуренции", Москва: Экономика, 2004.