Введение
Провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993 г. цель признание высшей ценностью человека, его достоинства и основных прав предполагает формирование новых взглядов на взаимоотношение личности, общества и государства. На этом фоне особое внимание заслуживает вопрос о конституционных критериях допустимости ограничения основных прав. Необходимость его исследования определяется самой сущностью основных прав как меры возможного поведения. С одной стороны, ограничения предотвращают злоупотребления основными правами. С другой стороны, анализируемые критерии являются пределом полномочий органов и должностных лиц публичной власти, ограничивающих основные права.
В условиях глобализации, оказывающей значительное воздействие на правовую систему России, представляется важным определиться в выборе приоритетов, поскольку вопрос заключается в том, являются ли глобалистскими приоритетами свобода и права человека или ценности безопасности? Это связано с тем, что в силу возникновения в нынешнем веке новых глобальных угроз человечеству (международный терроризм, природные и техногенные катастрофы, угроза глобального потепления и др.) все большее значение в современном мире приобретают вопросы безопасности личности, общества и государства.
Неверно противопоставлять личность и государство, когда государственная власть исходит от народа, принадлежит и служит только ему, что обусловливает необходимость поиска оптимального решения в определении баланса между ценностями публичного характера, с одной стороны, и частными интересами с другой. В связи с этим в условиях глобализации нахождение баланса власти и свободы составляет главное содержание теории и практики современного конституционализма. И право на этом пути должно жестко регламентировать соблюдение баланса интересов, способствовать гармонизации.
Глава І. Теоретические аспекты ограничения конституционных прав и свобод граждан
1.1. Цели ограничения конституционных прав и свобод граждан
При рассмотрении проблемы ограничения прав важно иметь в виду, что речь идет не об ограничении свободы (или равенства и справедливости) как содержания того или иного права, а об ограничении условий и пределов реализации этой свободы в данной сфере общественной жизни . Следовательно, ограничивается не сама свобода как благо, предоставляемое тем или иным правом, а продолжительность, полнота и качество пользования ею .
Ограничения основных прав в собственно конституционно-правовом смысле это допускаемые Конституцией России и становленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Кроме того, в качестве ограничения основных прав может рассматриваться изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод человека. В последнем случае ограничение основных прав особенно тесно сопрягается с их умалением, под которым подразумевается уменьшение материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю, минимизация гарантий основных прав, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав (отдельных прав) в ущерб другой группе прав (другим правам), тогда как все права и свободы человека и гражданина в силу Конституции Российской Федерации (ст. 2, 17, 18) должны находиться под равной правовой защитой.
Конституционные цели ограничений прав и свобод человека и гражданина характеризуются следующими признаками:
1) они определяются интересами различных субъектов и предполагают обеспечение справедливого регулирования взаимоотношений личности и государства;
2) юридически закрепленные Конституцией, цели создают для участников взаимные права и обязанности; цель в таких случаях усиливает регулирующее воздействие нормы права, ибо субъекты подчиняют свои действия не только правилу поведения, но и его цели, осуществляя права и обязанности в направлении установленной цели;
3) цели облегчают законодателю правильную оценку направлений своих возможных действий; они являются ведущими ориентирами для нормотворческого процесса; даже в тех случаях, когда цель ограничения не находит прямого текстуального выражения в нормативном предписании, она должна вытекать из ее нормативного содержания;
4) цели объясняют предназначение ограничений и оправдывают их существование; поскольку ограничение связано с целью и не может быть объяснено без цели, это означает, что представление о цели ограничения имеет определяющее значение для правовой нормы;
5) основополагающий характер конституционных целей ограничений позволяет им выступать в качестве одного из существенных факторов, обеспечивающих целостность всей системы правовых актов, регулирующих права и свободы человека и граждаина;
6) цели распространяются на все права и свободы основные (конституционные) и производные от них; это утверждение подтверждается тем, что в некоторых федеральных законах текстуально воспроизводятся все конституционные цели ограничений , а также тем, что Конституционный Суд России рассматривает их в качестве таковых ;
7) конституционные цели ограничений представляют собой материальные и духовные результаты, которые достигаются посредством закрепления конкретных ограничений в нормативно-правовых актах и их последующей реализации;
8) они выполняют функцию воспитания гражданственности и нравственности, заботы о справедливости и утверждении законности в обществе и государстве .
Рассмотрим конституционные цели ограничения прав и свобод.
Защита основ конституционного строя. В.А. Четвернин определяет основы конституционного строя как набор принципов, выражающих концепцию, замысел, содержание всей конституции в концентрированном виде, и состоящих из базовых ценностей («норм-целей»), на которые должно ориентироваться государство, и «норм-принципов», которым должны подчиняться органы законодательной и исполнительной власти, которые могут и должны защищаться и применяться судом и из которых могут вытекать субъективные права и юридические обязанности. К этим принципам он относит: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, правовую и социальную государственность, единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, плюрализм и равную защиту всех форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство России, демократию и народный суверенитет, государственный суверенитет России, федерализм, республиканскую форму правления, разделение властей, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления .
Очевидно, что закрепление в качестве цели ограничения прав и свобод защиты основ конституционного строя порождает ряд серьезных проблем. Во-первых, в науке нет единого мнения относительно перечня основ; во-вторых, между самими основами должна существовать определенная соподчиненность, например, признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других, конституционно защищаемых ценностей, приоритет следует отдавать правам человека, поскольку «на вершине конституционного строя России стоит человек, его жизнь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником» .
Защита нравственности. Установление ограничений прав и свобод в целях защиты нравственности отражает, прежде всего, определенные представления законодателя о необходимости государственной защиты определенных норм общественной морали, т. е. в данном случае сложившиеся в обществе представления о нравственном и безнравственном переносятся в область права, а нарушение этих норм влечет санкции со стороны государства. Ограничивая права и свободы в целях защиты нравственности, законодатель дает возможному поведению человека предварительную моральную оценку, т. е. осуждает некоторые проявления реализации человеком его прав и свобод, которые могут нанести вред нравственности как общества в целом, так и отдельной личности.
Общая тенденция развития законодательства в России и зарубежных странах характеризуется установлением ограничений прав и свобод по мотивам защиты нравственности, прежде всего, на распространение продукции и услуг сексуального характера. Например, ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» гласит: «не допускается использование средств массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию» .
Разумеется, у всех людей, даже принадлежащих к одному обществу, понятия о нравственности могут расходиться. Общество многопланово и многослойно в культурном, а значит, и в этическом отношении. Каждая личность может придерживаться своих внутренних правил нравственности. Следовательно, невозможно и не нужно закреплять общенормативное определение нравственности. Поэтому возможность установления ограничений прав и свобод с целью защиты нравственности не следует понимать как то, что законодатель может подменять правовые пределы свободы своими нравами.
Представляется, что критерий нравственности слишком расплывчат, поэтому применять его как основание для ограничения прав и свобод нужно очень осторожно, поскольку нравственные критрии у разных групп населения и индивидов различны. При этом концепция нравственности меняется со временем. Например, публикации, которые сто лет назад считались бы аморальными, в наши дни кажутся безобидными. Поэтому уместным и необходимым является учет зарубежного опыта при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод в целях защиты нравственности. Д.А. Керимов справедливо отмечает, что при создании закона «необходимостью является проведение сравнительного анализа проектируемого закона... с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств» .
Введение.3
Глава І. Теоретические аспекты ограничения конституционных
прав и свобод граждан
1.1. Цели ограничения конституционных прав и свобод граждан.......4
1.2. Пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан...10
Глава ІІ. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в
целях обеспечения обороны страны и безопасности государства
2.1. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в
целях обеспечения обороны страны..15
2.2. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в
целях обеспечения безопасности государства.....18
Заключение..24
Список использованных источников и литературы....25
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 г.) (ред. от 18.10.2007) // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный конституционный Закон от 30.01.2002 г. «О военном положении» // СПС Консультант Плюс.
4. Закон РФ от 27.12.1991 г. (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации» // СПС Консультант Плюс.
5. Закон РФ от 05.03.1992 г. (ред. от 02.03.2007) «О безопасности» // СПС Консультант Плюс.
6. Закон РФ от 21.07.1993 г. (ред. от 01.12.2007) «О государственной тайне» // СПС Консультант Плюс.
7. Федеральный Закон от 31.05.1996 г. (ред. от 26.06.2007) «Об обороне» // СПС Консультант Плюс.
8. Федеральный Закон от 26.02.1997 г. (ред. от 25.10.2006) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
9. Федеральный закон от 26.09.1997 г. (ред. от 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС Консультант Плюс.
10. Федеральный Закон от 30.03.1999 г. (ред. от 01.12.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС Консультант Плюс.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в свяи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // СПС Консультант Плюс.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 года «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // СПС Консультант Плюс.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 г. «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СПС Консультант Плюс.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» // СПС Консультант Плюс.
16. Беломестных Л.Л. Ограничение прав человека. М., 2003. 143 с.
17. Жилина М.Л. Конституционно-правовые ограничения политических прав и свобод граждан Российской Федерации / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. 22 с.
18. Зорькин В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность: Доклад на международной научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2005 г.). М., 2005. С. 10-15.
19. Информационная безопасность государства / Под ред. В.М. Герасимова, А.А. Прохожева, Б.П. Елисеева. М., 2003. 318 с.
20. Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д. Саратов, 1995. С. 67-75.
21. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998. 127 с.
22. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. 552 с.
23. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. 716 с.
24. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. 691 с.
25. Конституция РФ. Энциклопедический словарь / Авт. коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М., 1995. 416 с.
26. «Круглый стол» по теме: «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» // Государство и право. 1998. № 7. С. 20-42.
27. Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. № 1. С. 11-17.
28. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / Под ред. В.Г. Вишнякова. М., 2005. 400 с.
29. Пчелинцев С.В. О понятиях «пределы осуществления прав и свобод граждан» и «пределы ограничения прав и свобод граждан»: Теоретические аспекты // Российский судья. 2006. № 4. С. 21-25.
30. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. М.: МЦНМО. 2002. 419 с.
31. Тиунова Л.Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 1991. № 5. С. 21-29.
32. Цымбал В.А. Механизм ограничения прав граждан // Гражданин и право. 2007. № 5. С. 27-36.