Введение
Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.
Ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения среди российских политиков и экспертов, рассматривающих эту проблему в практической плоскости. Необходимость ограничений обосновывается, во-первых, нарастанием угрозы международного терроризма, в связи с чем, как правило, говорят о характерном для всего мирового сообщества кризисе либеральных ценностей. Во-вторых, специфически российский аргумент сводится к констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, с тем, чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества.
Выбранная мною тема «Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства
1.1. Соержание института прав и свобод человека и гражданина в РФ, конституционно закрепленные основания ограничения прав граждан.
Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.
Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.
Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекаю¬щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар¬ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод¬ного существования личности в обществе.
Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политичес¬ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль¬ных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.
Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.
Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до¬стойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз¬можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра¬вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су¬ществовать независимо от их государственного признания и законода¬тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах го¬сударственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось зна¬чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.
Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.
В зависимости от содержания различают следующие права:
- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин¬ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине¬ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
- экономические (право частной собственности, на предпринима¬тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);
- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет¬ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок¬ружающую среду и др.);
- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес¬са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ¬ству имеются следующие права:
- права российских граждан;
- права иностранных граждан;
- права лиц с двойным гражданством;
- права лиц без гражданства.
Основные права и свободы гражданина прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства 4
1.1. Содержание института прав и свобод человека и гражданина в РФ, конституционно закрепленные основания ограничения прав граждан. 4
1.2. Особенности конституционного закрепления ограничения отдельных прав и свобод 11
Глава 2. Особенности конституционно-правовых ограничений прав и свобод граждан во время действия режима военного, чрезвычайного положения 15
Заключение 22
Список литературы 24
Список литературы
1. Баранов В.М. "Удовлетворение справедливых требований морали" как цель ограничения прав и свобод человека // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Ч. I. С. 19 - 30.
2. Визер Б. Защита прав человека в Австрии // Защита прав человека в современном мире / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993. С. 41 - 42.
3. Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 99.
4. Галенопольский Ф.С. Вопросы правового регулирования ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения (на примере ФРГ) // Московский журнал международного права. 1998. N 4. С. 24.
5. Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П.: «Алма матер». 2006. 571 с.
6. Зорькин В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность: Доклад на международной научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2005 г.). М., 2005. С. 10 - 15.
МВД России: Энциклопедия / Гл. ред. В.Ф. Некрасов. М., 2002. С. 343 - 344.
7. Никитин А.Ф. Политика и право. Учебное пособие. М.: «Сфера». 2006. 67 с.
8. Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву ("круглый стол" журнала "Государство и право") // Государство и право. 1998. N 8. С. 54.
9. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 250.
10. Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и мждународному праву: Сб. научных трудов / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2008. Ч. 1. С. 8.
11. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 83.
12. Шейнин Х.Б. Допустимые ограничения прав человека в международном праве и по Конституции Российской Федерации // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия. М., 2004. С. 166.