Современная пенсионная реформа, осуществление которой началось с января 2002 г., предусматривает радикальное изменение всех основных элементов ранее сложившейся системы обязательного пенсионного обеспечения. Это - долгосрочная экономическая программа, рассчитанная на 15-20 лет, предусматривающая переход от солидарно-распределительной пенсионной системы, функционировавшей в советский период, к комбинированной пенсионной системе, которая наряду с распределительными элементами содержит накопительные элементы. За столь продолжительный период в любой рыночной экономической системе, даже в самой высокоразвитой и устойчивой, происходят различные изменения (меняется структура ВВП, снижаются темпы роста экономики в целом, увеличиваются темпы инфляции, падает уровень жизни и т.д.) поэтому накопленные пенсионные денежные средства в форме пенсионного капитала требуют специального и высокопрофессионального управления.
Управление пенсионными накоплениями в развитых рыночных странах- объект деятельности целого комплекса специалистов, начиная с финансовых менеджеров, доверительных и инвестиционных управляющих, актуариев и др., которые должны максимально точно рассчитать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности пенсионного капитала, продолжительность периода дожития каждой когорты застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.
Проводимая пенсионная реформа непосредственно связана как с социально-политическими, так и с экономическими аспектами развития России. Содержанием социально-политических аспектов является предоставление государственных гарантий экономически активному населению по обеспечению определенных финансовых выплат (возможно, даже больших в реальном исчислении по сравнению с предоставленными сейчас средствами) в будущем за счет текущих накоплений. Экономические аспекты реформы напрямую зависят от характера использованных аккумулируемых пенсионных средств - например, для увеличения инвестиционной активности сегодня, что предопределит сохранению поступательного развития российской экономики и позволит создать необходимые условия для сохранения пенсионных накоплений в реальном исчислении.
Пенсионные деньги как воздух нужны экономике - они будут работать ней как масштабные долгосрочные инвестиции. Потенциал этого рынка России очень высок, он оценивается экспертами от 2 млрд. долларов в 2004 году до 6-7 млрд. долларов в 2006 году. Инвестирование пенсионных накоплений становится все более важным фактором для развития рыночной экономики в России в связи с дальнейшим проведением пенсионной реформы и созданием большого числа управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, как наиболее динамично развивающихся отрасли финансового рынка.
Реализация любой по форме пенсионной реформы непременно столкнется с соответствующими проблемами - слабостью банковской системы и финансовых рынков. Перспективы реформирования системы коммерческих банков России и дальнейшего развития отечественных финансовых рынков со всей очевидностью и определят успех/провал пенсионной реформы.
Основной проблемой является обеспечение инвесторам приемлемой доходности, ориентиром для которой, очевидно, могут служить темп инфляции. Но основная нагрузка в любом случае ложится на государство (т.е. инвестиции, по крайней мере на начальном этапе, будут осуществляться преимущественно в государственные облигации), обеспечение положительной реальной доходности будет связано с перспективами, касающимися темпов экономического роста в России.
Вопрос об участии в пенсионной реформе негосударственных пенсионных фондов оказался одним из центральных, так как уже в ближайшие два десятилетия объем пенсионных накоплений будет сопоставим с размерами бюджета государственного пенсионного обеспечения. А к середине наступившего века - и с размерами федерального бюджета Российской Федерации. Что касается НПФ, то здесь масштабы сравнения еще боле впечатляющи: ежегодное поступление накопительных отчислений (35-40 млрд. рублей или более 1 млрд. долларов) практически близко к общему объему активов всех негосударственных фондов (на 1 июля 2002 г. - 51 млрд. рублей). А к 2012 году, когда на пенсию могут начать выходить первые пенсионеры, в пенсиях которых уже будут накопительные части, общий объем средств отчисляемых на их финансирование, составит 10-15 млрд. долларов Естественно, что негосударственные пенсионные фонды хотят взять под контроль хотя бы часть весьма крупных для масштабов России финансовых ресурсов.
По мнению многих российских аналитиков, нынешнее состояние российского финансового рынка не позволяет рассматривать его как объект для инвестирования пенсионных средств. Потенциал развития финансового рынка в рамках инерционного сценария (предусматривающего сохранение ныне действующих тенденций) предполагает его расширение, притом, что спрос со стороны пенсионных фондов оценивается, как минимум, в 80 млрд. руб. Но российский фондовый рынок за 1 последние три года вырос и окреп. Его капитализация практически достигла докризисного уровня 1999 года-143,6 млрд. рублей.
Исходя из данных, была сформулирована цель курсовой работы
Цель и задачи курсовой работы: рассмотреть способы управления финансами пенсионных фондов РФ, изучить уровень развития пенсионной системы в РФ, формирование финансового потенциала государственных и негосударственных пенсионных фондов и возможности его эффективного использования в целях экономического развития страны.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
1.1 Сущность пенсионного обеспечения. Пенсионная система как финансовый инструмент ... 6
1.2 Негосударственные пенсионные фонды .. 14
1.3 Государственное пенсионное обеспечение .. 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
2.1 Деятельность пенсионного фонда Российской Федерации 23
2.2 Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России .. 28
2.3 О финансовом потенциале негосударственных пенсионных фондов .... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 49
ЛИТЕРАТУРА .. 52
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 декабря 2001г. - №51.
2. Федеральный закон от 10 января 2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
3. Федеральный закон от 07.05. 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
4. Берг В.А., Ревцов А.В. Порядок определения терминов, применяемых в негосударственном пенсионном обеспечении. // Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. Сборник материалов. М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2002. С .150.
5. Бончик В. Финансирование пенсионных схем. //Пенсионные фонды и инвестиции, 2004. №1. С. 36.
6. Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: правовое регулирование и бухгалтерский учет. // Финансовая газета, № 42, октябрь 2003 г.
7. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru
8. Златкис Б. Государственные облигации для пенсионных фондов. //Пенсионные фонды и инвестиции, 2002.- №2. С.14.
9. Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, № 12, март 2004 г.
10. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Юристъ, 2001.
11. Малева Т.М. Финансовое состояние Пенсионного фонда: взгляд в среднесрочную перспективу // Современные проблемы пенсионной сферы: комментарии экономистов и демографов, 1999. М.: Моск. центр Карнеги. С. 12 - 30.
12. Первый национальный пенсионный фонд http://www.1npf.com
13. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд, 2001. №5. С. 25.
14. Статистические данные о развитии пенсионного страхования // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru
15. Соловьёв А.К. Экономические предпосылки пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2001. №4. С.45-52.
16. Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №1.
17. Чудновская Г.В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №3.
18. Шоломицкий А. Актуарные принципы построения негосударственных пенсионных схем. // Пенсионные фонды и инвестиции, 2003. №4. С.38.
19. Черемных В.И. Вопросы индивидуального (персонифицированного) учёта в РФ // Экономико-правовой бюллетень, 1998. №1. С.6-9.