ВВЕДЕНИЕ Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека . Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России. Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 г. является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений . По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “… этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент РФ” . Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляется весьма актуальной. Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ. Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения следующих задач: рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ; рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ; проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства РФ. Структура работы включает в себя введение, три главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список использованных источников. 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ОМБУДСМАНА. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции. До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека, Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц. После появления института омбудсмена в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х – начале 90-х гг. стали поступать предложения ученых (Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека . В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С. Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов,
Введение
1. История возникновения института омбудсмана. Правовая основа его деятельности в современной России
2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в РФ. Порядок назначения и освобождения его от должности.
3. Роль и место Уполномоченного по правам человека в РФ в системе правоохранительных органов.
Задача
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека .
Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным мостом между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народнх депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ Об Уполномоченном по правам человека в РФ (с изм. от 16 октября 2006 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1997. №9. Ст. 1011.
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в редакции от 3 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (часть I). Ст. 1.
5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 О государственной тайне (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №41. Ст. 4673.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Собрание Законодательства РФ. 1998. №7. Ст. 801.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. №77-IVГД О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в РФ // Собрание Законодательства РФ. 2004. №8. Ст. 623.
8. Александров А. Программа содействия развитию адвокатской деятельности // Адвокат. 2006. №6. С. 12-15.
9. Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. 2007. №7. С. 14-16.
10. Вестник восстановительной юстиции. Выпуск 5 (Правовое обеспечение практики восстановительной юстиции) М.: Общественный центр Судебно-правовая реформа. 2003. 211 с.
11. Владимиру Лукина не дали выступить на заседании Государственной Думы // Российская газета. 2005. №7. С. 17.
12. Жерар Дельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции // Общая тетрадь. 2001. №3(18). С. 70-74.
13. Интервью с В.П. Лукиным о проблемах защиты прав личности // Российская газета. 2006. 3 ноября. С. 5.
14. Интернет-конференция Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина Состояние российского законодательства в области прав человека и гражданина // СПС Гарант.
15. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Государство и право. 2005. №9. С. 21-25.
16. Комментарий к ФКЗ Об Уполномоченном по правам человека в РФ / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М. Юрист, 1999. 265 с.
17. Конституционное (государственное) право зарбежных стран. Т. 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 1995. 754 с.
18. Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. СПб: Норма, 2007. 223 с.
19. Московская областная Дума приняла закон, лишающий омбудсмена независимости // Законность. 2005. №12. С. 33.
20. Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2005. №6. С. 23-27.
21. Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. 2007. № 12. С. 17-20.