Задачи исследования заключались в том, чтобы произвести сопоставительный анализ уровня самооценки среди школьников младшего и подросткового возраста и сделать вывод о динамике развития самооценки представителей возрастных групп. Путём опроса 15 человек нами было установлено, что в большинстве вопросов группы дают разные ответы, что свидетельствует о различии уровня принятия себя и уровня самооценки у отдельных школьников. Как в 1, так и во 2 группе значимое место составила именно адекватная самооценка, однако заниженная ( составляющая группу риска) самооценка преобладает среди школьников подросткового возраста. В начале написании исследовательской работы мы поставили цели и задачи. Все задачи и цели успешно выполнены.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте……………………………….5 1.1 Самооценка: понятие, уровни, факторы формирования…………………..5 1.2. Психологические особенности детей в младшем школьном и подростковом возрасте.......................................................................................9 1.3. Особенности самооценки детей в младшем школьном и подростковом возрасте…..........................................................................................................16 ГЛАВА 2. Практические аспекты изучения особенностей самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте………………………………20 2.1. Организация и методы исследования……………………………………20 2.2. Результаты исследования………………………………………………..23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………………….33
1. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте : диссертация кандидата наук: 19.00.07/ Т. Ю. Андрущенко ; Вопросы психологии. – Москва: 1979, - с. 56 2. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009.- URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html; с. 31-38 (дата обращения: 19.03.23) 3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. – Москва: Институт практической психологии, 1997.-с. 352 4. Ватерс, Е. Социальная Компетентность в Качестве Конструкции Развития/ Е. Ватерс , Л.А. Срооф.- Москва: Обзор развития, 1983.- с.79–80 5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. –Санкт-Петербург: Союз, 1997.- с. 45 6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. -с. 132 7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4-е изд. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва: Просвещение.-2014. – 23 с., С. 5 8. Замесский, Г.Е. Психологические вопросы формирования личности/ Г.Е. Замесский. Москва: Мысль, 1976.- с.65 9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. Минск: [Б.И.],1993.-99 с. 10. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/В.Г. Казанская. Санкт-Петербург: Питер,2008.-282с. 11. Каутман, Т. Половые различия в самооценке подростка: / Т. Каутман , Ватсон С.М. // Исследование Доменов. Журнал генетической психологии.- 2001; 162 (1): с. 93 – 1 12. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности./Е.В. Киприянова // Москва: Обществознание в школе. – 1999. -№2 – с. 50-52 13. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. -Москва: Просвещение, 1989.-175 с. 14. Корнева, Л.В. Психологические основы педагогической практики: учебное пособие/ Л.В. Корнева.-Москва: ВЛАДОС, 2006.-157 с. 15. Лебедева, Е.В Психология сегодня: Материалы 16-й Всероссийской заочной научно-практической конференции/ Е.В. Лебедева.- Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014.-87 с. 16. Мельникова, Н.В. Статус эмоциональности дошкольника / Н.В. Мельникова, О.В. Калинина // Проблемы современного педагогического образования. – Казань, 2018. – №58-4. – с. 328 17. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - Москва: Изд-во Проспект, 2003. - 736 с. 18. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики./А.К. Осницкий. Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996.-124 с., с. 34–35 19. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школьному обучению/ А.А. Кузнецова, В.В. Воробьева, И.В. Золотарева, И.М. Моренко, Н.И. Ушакова // Коллекция гуманитарных исследований, 2019-с.9 20. Ралькова, Е. А. Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01/Ралькова Е. А.; Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского.- Калуга, 2011.- с. 115 21. Реан, А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.-479с. 22. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К.Р. Роджерс.- Москва: Прогресс: Универс,1994.- с. 15. 23. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ Е.Т. Соколова.-Москва: Изд-во МГУ, 1989.- с 15-16 24. Соколова, Н.И. Учебная деятельность как фактор формирования самооценки у младших школьников: автореф:20.08.08/ Н.И. Соколова.- Астрахань: [б.и.],2008.- с. 13 25. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин. –Москва: Издательство Московского ун-та, 1983.-285с. 26. Фромм, Э. Искусство любить/Э. Фромм.-Москва:АСТ,2022.-224с. 27. Ципельштейн, Ю. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей// Психология: PANDIA.2018.-URL: https://pandia.ru/text/77/490/47529.php (дата обращения: 19.03.23) 28. Шамсутдинов, Г.В. Диагностика уровня сформированности самооценки учащихся/Г.В. Шамсутдинов// ciberleninka- 2015.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-samootsenki-uchaschihsya