Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, умении работать с информацией. Кроме того, универсальные учебные действия организуют учебную деятельность в комплексе. Иначе, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения. Лексическая работа, при целенаправленном и планомерном использовании в учебном процессе может являться эффективным средством формирования познавательных УУД обучающихся в начальной школе.
Введение Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством лексической работы на уроках русского языка 1.1 Понятие познавательных учебных действий, их характеристика, особенности 1.2 Условия формирования познавательных учебных действий у младших школьников посредством лексической работы на уроках русского языка Вывод по первой главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством лексической работы на уроках русского языка 2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством лексической работы на уроках русского языка 2.2. Экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством лексической работы на уроках русского языка 2.3. Анализ эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством лексической работы на уроках русского языка Вывод по второй главе Заключение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации – Москва: Просвещение, 31.05.2021 2. Андреев, В.И. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2018/article/2018006105/ под ред. Назипова Г.Х (Дата обращения: 06.04.2019) 3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. - № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/9183074/page:5/ (Дата обращения: 06.09.2019) 4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение (Дата обращения: 07.05.2018) 5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов. и др. - Москва: «Просвещение», 2017. — 151 с. 6. Блохина, А.Ю. Совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. ВКР. Екатеринбург, 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11853/2/10Blokhina.pdf (Дата обращения: 12.06.2019) 7. Божович, Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е. Д. Божович. – Москва: МПСИ, 2001. – 226 с. – Текст: непосредственный/ (Дата обращения: 12.02.2020) 8. Варшавер, О. Критическое мышление и новые виды грамотности / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://prepod24.ru/readyworks/100021/ О. Варшавер. Критическое мышление и новые виды грамотности (Дата обращения: 19.12.2019) 9. Власенков, А.И. Вопросы методики орфографии в трудах академика АПН СССР А.В. Текучёва [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200302309 (Дата обращения: 12.08.2019) 10. Володина, С.И. Причина и следствие: как помочь ребёнку выстраивать причинно-следственные связи на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] https://poisk-ru.ru/s7189t1.html (Дата обращения: 30.11.2018) 11. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе : методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – Москва : ВИТАПРЕСС, 2011. – 172 с. – Текст : непосредственный [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13174/2/10Kalinina.pdf (Дата обращения: 15.06.2019) 12. Газман, О.С. Теория педагогической поддержки О.С. Газмана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/Газман О.С. Теория педагогической поддержки.pdf (Дата обращения: 17.05.2019) 13. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В., Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.knigo-poisk.ru/persons/in/12461// (Дата обращения: 20.11.2018) 14. Губанова, Д. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. ВКР. Екатеринбург, 2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/16560/2/10gubanova.pdf (Дата обращения: 21.07.2022) 15. Добромыслов В.А., Розенталь Д. Э. Трудные вопросы грамматики и правописания [Текст] : Пособие для учителей, 1955 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spisok-literaturi.ru/books/trudnyie-voprosyi-grammatiki-i-pravopisaniya_34801086.html (Дата обращения: 26.05.2018) 16. Калинина, Д.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. ВКР. Екатеринбург [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13174/2/10Kalinina.pdf (Дата обращения: 15.06.2019) 17. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие обучающихся. Ин-т психологии[Текст]/Е.Н. Кабанова-Миллер. – Москва.: Просвещение, 2018. – 280 с. 18. Канакина, В.П. Особенности лексики младших школьников. Н. шк.1997, №6, под ред. Тимохиной Л. Н. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://instrao.ru/files/razvitiieriechimladshikhshkolnikovnalieksich.html?login=ok (Дата обращения: 02.02.2018) 19. Канакина, В.П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя [Текст]/ В.П. Канакина. - Москва: Просвещение, 2019. - 128 с. 20. Львов, М. И. Методика развития речи младших школьников[Текст]/ М. И. Львов. — Москва: Просвещение, 2018. — 176 с. 21. Комлик, П.А. Системно - деятельностный подход как основа формирования универсальных учебных действий младших школьников: ВКР. Челябинск. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2307/Комлик_П_А_ВКР.Бак.pdf?sequence=1&isAllowed=y/ Комлик П.А. Системно - деятельностный подход как основа формирования универсальных учебных действий младших школьников (Дата обращения: 20.05.2018) 22. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник Москва, Наука -720с, 1975/ Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник Издательство Юрайт, 2023. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12652-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518491 (дата обращения: 02.06.2023). 23. Котлярова, Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: дис. канд. педагог. Наук. Омск. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov/ Котлярова Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников (Дата обращения: 27.08.2020) 24. Львов, М.Р. «Словарь-справочник по методике русского языка» : Пособие для учителей, студентов педвузов и колледжей / М. Р. Львов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : РОСТ : Фирма "СКРИН", 1997 [Электронный ресурс]. – https://search.rsl.ru/ru/record/01001771212 (Дата обращения: 05.02.218) 25. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 26. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. – 2011. – №5. – Т.2. –С.151-155 [Электронный ресурс] http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7069/2/07Shestakova.pdf (Дата обращения: 16.07.2018) 27. Пискунов, А.И. «К.Д. Ушинский – Основоположник научной педагогики в России» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.masu.edu.ru/structure/kafs/kaf_ped/piskunov/files/papers/Ушинский.pdf (Дата обращения: 03.03.2019) 28. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения. Москва: Просвещение, 1979. — 431 с. Переиздание Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловекая. Издательство: М.: Альянс-416с., 2020. 29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-348.shtml (Дата обращения: 03.04.2019) 30. Степанова, О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема / О. В. Степанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 851-853. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25198/ (Дата обращения: 07.02.2019) 31. Ушакова О.С. Методика развития речи детей школьного возраста: Учеб. метод. пособие для учителей [Текст]/ О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.- 288 с. 32. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 258 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07424-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513492 (дата обращения: 30.11.2022) 33. Фридман, Л.М. Основы проблемологии. — Москва, 2001 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/2304703-lev-fridman (Дата обращения: 17.02.2019) 34. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. – 224 с. – Текст: непосредственный [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13174/2/10Kalinina.pdf (Дата обращения: 15.06.2019) 35. Шабанова, В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресурс]. – https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007930763.pdf (Дата обращения: 13.04.2021) 36. Шмелев, Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д. Н. Шмелев; АН СССР, Ин-т русского языка. – Москва: Наука, 1973. – 280 с./Издательство Либроком, 2019 37. Янсюкевич, А.А. "Современный русский язык. Практическое пособие" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-anna-yansyukevich/58194-sovremennyy-russkiy-yazyk-prakticheskoe-posobie-anna-yansyukevich.html (Дата обращения: 22.06.2018)