Проблема профессионального самоопределения - одна из ключевых в психологии становления личности. Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент развития личности, а с другой - как критерий важнейшего для личности в период юности, когда выбор профессии считается задачей возраста. Выбор профессии – это один из главных жизненных выборов, которые совершает молодой человек. Выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Подростковый и юношеский возраст – это период раздумий о будущем, личность строит планы, определяет перспективы своей жизни. Собственное будущее выпускники связывают с интересными и престижными занятиями, они ожидают такой работы, которая сможет обеспечить личностный рост, поможет добиться материального благополучия, сделать экономически независимыми. Однако в старших классах школы очень сложно сориентироваться в огромном многообразии профессий.
Введение…………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 1.1. Возрастные особенности профессионального самоопределения школьников……………………………………………………………………6 1.2. Профессиональное самоопределение школьников: понятия, факторы………………………………………………………………………12 Глава 2. Профессиональное воспитание самоопределения школьников 2.1. Анализ деятельности школы по профессиональному самоопределению школьников старшего подросткового возраста …………………………..18 2.2. Программа по профессиональному самоопределению старших подростков в школе………………………………………………………….24 Заключение……………………………………………………………………………….30 Список использованной литературы…………………………………………………32
1. Арендачук, И. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – № 3. – С. 204-211. 2. Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 2. – 474 с. 3. Арон, И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И.С. Арон // Вестник Костромского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 233-237. 4. Арон, И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития / И. С. Арон // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3 (11). С. 20-27. 5. Байбородова, Л. В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников / Л.В. Байбородова, Е.В, Новикова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 4. – С. 26-32. 6. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов. Волгоград: ВолГМУ, 2010. 264 с. 7. Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/ (дата обращения: 16.12.2020). 8. Геранина О.Г. Профессиональное самоопределение личности. М.: Феникс, 2012. 208 с. 9. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. №2. С.15-18. 10. Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. 2015. №5. С.106-110 11. Долгушина, Т.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности / Т.Н Долгушина, С.Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 3- 4 (16). – С. 101-107. 12. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / Под. ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд. 6-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 510 с. 13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 312 с. 14. Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. 2010. №12. С.39-42. 15. Криволапова Л.А. Профессиональное самоопределение школьников // Народное образование. 2013. № 5. С. 170-177. 16. Кухарчук А.М. Профессиональное самоопределение для учащихся. Минск: Современное слово, 2005. 234 с. 17. Леонтьев Д.А. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2014, 504 с. 18. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2015. 656 с. 19. Немов Р.С. Профессиональная ориентация современной молодежи. М.: Владос, 2014. 207 с. 20. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 460 с. 21. Пономаренко Л.П. Старший подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям. М.: ВЛАДОС, 2011. 187 с. 22. Родионов М. А., Шепелева Е. В. Проблема влияния сообщений СМИ на самоопределение старшеклассников и пути ее решения // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 998-1001. 23. Фисунова Н.В. Организация профессионального самоопределения учащихся. М.: ВЛАДОС, 2013. 196 с. 24. Хорват Г. И., Бибикова О. В. Организация профессионального самоопределения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 241–245. 25. Формирование профессионального самоопределения старших подростков в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/fоrmirоvаnie-prоfessiоnаlnоgо-sаmооpredeleniyа-stаrshih-pоdrоstkоv-v-prоtsesse-prоektnоy-deyаtelnоsti-v-uchrezhdeniyаh 26. Проблема профессионального самоопределения учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://scipress.ru/pedаgоgy/аrticles/prоblemа-prоfessiоnаlnоgо-sаmооpredeleniyа-uchаshhikhsyа.html